Как хорошо: три выходных дня — 11-е (пятница), 12-е (суббота) и 13-е (воскресенье).
Я в жутком состоянии. Мне надо переделывать курс «Учимся говорить публично», а я не знаю как.
Знаю другое: если всё время думать на одну тему и разные варианты записывать (как говорится, напиши, а там будет видно), самому всё забраковать, то потом, не исключаю, родится то, что тебе нужно.
Так происходило с книгой «Почти серьёзно...», которую мы писали с Ю.В. Никулиным.
Эту методику я использовал при написании «1001 вопрос про ЭТО».
Эту технологию взял для работы с книгой «КомпьютЕрики шутят».
И вроде книги получились.
Получилась и онлайн-книга «Курить, чтобы бросить!». Многие главы рождались на ходу, в процессе импровизации. Хорошо вышло и с использованием современных технологий.
Знаю, чему хочу научить людей.
Знаю, как хочу учить.
Знаю, зачем мне это нужно.
Но только не придумал, как лучше использовать современные технологии при минимальном количестве денег.
Конечно, хотелось бы использовать потрясающее видео (его можно снять, но у нас нет на это денег).
Конечно, можно создать серию интересных, оригинальных интервью, как говорить, зачем говорить, что говорить, как подбирать материал, как использовать богатства русского языка. Эти интервью взять у журналистов, режиссёров, актёров, писателей, инженеров. Но это всё потребует серьёзного вложения денег.
Мы должны, как говорится, по одёжке протягивать ножки.
Надеюсь, что с января (после каникул) я примусь за этот курс и каждый день буду писать по два-три задания, а В.А. Коваленко сможет их выкладывать на сайт. За три-четыре месяца мы закончим первый вариант, а затем всё доделаем.
Не понимаю почему, но вспомнил сегодня одну свою журналистскую работу. Было мне чуть более 14 лет. Перешёл учиться в другую школу (из 69-й меня перевели в 68-ю). К нам пришла новая преподавательница (не помню её имя-отчество, но даже если бы помнил, то не назвал бы — пусть она станет Марией Ивановной). Некрасивая, злая, сердитая, раздражённая, самовлюблённая одновременно и самонадеянная. То, что она такая, это я теперь понимаю, тогда не понимал.
Ей поручили создать школьный радиоузел. И в одной из первых передач прозвучал мой радиорепортаж со школьной переменки. Подражая Вадиму Синявскому, я провёл его, по-моему, неплохо. Я садился к микрофону и говорил: «Внимание, внимание! Наш микрофон установлен в коридоре 68-й школы у 7-б класса. Через тридцать секунд прозвенит звонок, и начнётся прекрасное состязание, кто кого… Репортаж ведёт Владимир Шахиджанян».
На три дня я стал героем школы. Только учительница литературы не поняла меня и почему-то стала подозревать, что я у кого списал текст этого радиорепортажа. Меня это подозрение обижало, и я начал учительнице дерзить.
Дерзить — это самое мягкое слово, если оценивать то, что я позволял себе на её уроках. Но мне было обидно. И я мстил учительнице. На каждом уроке я злил её всё больше и больше.
Шла необъявленная война. Впрочем, почему необъявленная? Объявленная. На моей стороне было несколько учеников, на стороне учительницы — администрация школы, классный руководитель и пара учениц.
Победила учительница. Я школу покинул, начал заниматься в школе рабочей молодёжи и поступил на работу киномехаником в кинотеатр «Художественный».
Это теперь я понимаю свою неправоту. Мне бы пожалеть бедную, несчастную, обиженную жизнью учительницу. Мало того, что родилась некрасивой, необаятельной, так ещё и одевалась ужасно. Какие-то странные вязанные кофты, стоптанные туфли, штопанные чулки. По-моему (а может, это я сейчас сочиняю), у неё не было одного переднего зуба.
Молодая, она выглядела старухой. По крайней мере такой я её воспринимал. Впрочем, оно и понятно. В ненависти люди стареют. Учительница смотрела на меня всегда с ненавистью.
Я давно её простил. А ведь когда-то она вызывала меня к доске, позорила перед классом, жаловалась на меня директору, постоянно стучала на меня завучу и не уставала огорчать мою маму: «Ваш сын ужасен. Он дерзок, бескультурен, не образован. Из него никогда ничего не выйдет. Он пустой и глупый. Чванливый и самонадеянный. Как вы могли только такого воспитать?».
Я помню эти слова.
Это она писала в дневнике.
Это произносила при всех на родительском собрании.
Это говорила маме при личной встрече.
А я, самонадеянный подросток, давал клятву: «Вот вырасту и отомщу ей». Не знал как, но то, что отомщу, знал.
Я мог давно написать о ней, рассказать всё подробно. Зачем? Мне её жаль, мне её искренне жаль.
А репортаж с переменки был неплохой.
Субботу и воскресенье я отсыпался.
Видимо, за неделю я так устаю, что мне хочется спать. Это болезнь. Не восемь часов, не девять, не десять, а двенадцать-тринадцать часов. Я не валяюсь, не лежу, не отдыхаю, а крепко сплю, с прекрасными снами. Сны меня спасают, но я всё равно не высыпаюсь. Это ужасно.
Во сне у меня всё получается.
Во сне мне удаётся многое.
Во сне я получаю заряд энергии и положительные эмоции, но не чувствую себя хорошо отдохнувшим.
Мы ещё не разработали систему сна. Мы не научили людей засыпать и просыпаться. А ведь можно людей научить заказывать сны и сделать так, чтобы сны помогали тебе восстанавливать силы, которые ты потратил за прошедший день.
Как надо просыпаться? Многие люди не умеют. Будильник не должен греметь, как будто тебя бьют по голове. Кстати, почему бы так не сделать (кому написать, чтобы сделали так?). Ставишь на телефоне будильник, а он монотонно начинает на одному звуке: та-та, та-та, та-та... А надо, чтобы он начинал еле-еле слышно, пять-шесть секунд, потом ещё чуть-чуть слышнее, пять-шесть секунд, и с каждой секундой увеличивать громкость, всё это сделать постепенно. И за двадцать секунд приходить к достаточно громкому звуку.
По субботам у меня разгрузочные дни. Я худею. Утром встаю на весы и каждый раз говорю: «Ну что ж такое? Хочу похудеть, а опять вечером ел после шести». Это безобразие.
Нормально прошёл и воскресный день. 13-е число. Устоявшаяся ассоциация — Юрий Никулин. Его любимая цифра.
У него номер на машине был 0013. Манеж в диаметре — 13 метров. На Цветном бульвару (цирк в доме №13) ходит 13-й троллейбус 13. Кругом, как говорится, 13.
У меня день получился не очень.
Читал в воскресенье «Книгу радости. Как быть счастливым в меняющемся мире». Её написал Далай-лама и архиепископ Десмонд Туту при участии Дугласа Абрамса. Книга о буддистах. Как они находят равновесие, в чём видят спокойствие, как воспитывают уверенность в себе и как относятся к жизни.
Основный посыл книги — довольствуйся тем, что у тебя есть, не огорчайся, что чего-то не имеешь. Да, хотелось бы житейских иметь удобств, умей довольствоваться малым.
Мне для курса «Учимся говорить публично» это полезно.
Книга скучная, читать её трудно, но она полезная, читать её нужно.
Ответил на много писем. Получил хорошие письма. Вот одно из них по «СОЛО на клавиатуре»:
Прошёл курс в 2017 году. До того момента (работаю программистом и много времени провожу с компьютером) думал, что печатаю быстро. Но не задумывался, что делал это не 10 пальцами, а 5-6. По рекомендации друга решил пройти «СОЛО». Начиналось всё легко и буднично: простые упражнения по перебору букв «а» и «о». Думал, курс освою за неделю. Как оказалось далее, потеть будешь больше, чем на огороде у бабушки.
Я прошёл это курс и понял, что до него я печатал медленно. Результаты после него позволят (мысленно) ухмыляться над коллегами, которые настолько медленно печатают, что это начинает раздражать. А главное — похоже, они думают, что печатают быстро (как думал и я до курса).
Очень много времени, потраченного на всякие документы и переписки, можно сэкономить, печатая их быстрее. Особенно это становится ощутимым, когда с печатью связана основная работа. Работы становится меньше, появляется время для преодоления новых трудностей или решения других вопросов.
Кроме того что этот курс позволил печатать быстрее, он помогает преодолеть себя. Некоторые упражнения кажутся настолько непроходимыми, что вызывают злость. Посещает мысль: «Неужели я не способен это напечатать». И упражнение преодолевается. Для меня это был ряд маленьких важных побед над своим внутренним «я».
Отмечу и то, что культурно-познавательная информация от автора, которая сопровождает основной курс, была для меня полезна и интересна, изменила некоторые взгляды на жизнь. Большое спасибо Владимиру Шахиджаняну и его команде за этот замечательный инструмент формирования «лучшего я»!
Вот второе по онлайн-книге «Курить, чтобы бросить!»:
Книга мне очень понравилась. Надеюсь, она мне поможет окончательно, навсегда побороть эту совершенно отвратительную привычку!
Я перепробовал все способы отказа от курения кроме гипноза, несколько раз не курил по году, но одна сигарета в качестве эксперимента губила все достижения. Многократно совершённая глупость – попробовать, как поведёт себя твой организм через год отказа от курения! И как обидно потом понимать, что ты снова куришь пачку в день, как будто ты никогда не бросал! Причём с каждой новой попыткой отказаться от курения всё сложнее и сложнее!
К сожалению, новых курильщиков было сегодня мало, это меня сильно огорчает.
Все три дня перед сном вчитывался в фамилии читателей онлайн-книги «Курить, чтобы бросить!» и разглядывал фотографии новых учеников по «СОЛО на клавиатуре».
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Всё чаще и чаще я вспоминаю своё детство и юность, работу журналистом в «Москве», и всё чаще и чаще в голове мелькает одна и та же мысль: почему не сесть и не начать писать «Осколки».
Ну хотя бы не писать, а надиктовывать. Многое вспоминается совершенно случайно: в ванной, во время уборки в квартире, в разговоре с тем или иным человеком. Самому будет полезно вспомнить.
Так много хочется сделать самого разного, а я всё откладываю и откладываю.
Ты никогда не решишь проблему, если будешь думать так же, как те, кто её создал.
Альберт Эйнштейн (1879-1955), физик, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории