Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Внук Андрея Миронова получил премию своего великого деда

В Санкт-Петербурге раздали «Фигаро»

Кому 8 Марта, а кому-то еще и день рождения Андрея Миронова, прекрасного русского актера. В этот день по традиции в Санкт-Петербурге, в театре его имени, вручали премию «Фигаро». Как прошла ее десятая по счету церемония, наблюдал обозреватель «МК».

Внук Андрея Миронова получил премию своего великого деда
Фото: предоставлено пресс-службой премии.
 
 
 

Для справки: театр «Русская Антреприза имени Андрея Миронова» располагается на первых этажах красивого старинного дома, который еще до 1917 года принадлежал деду артиста. Хороший знак. В фойе не протолкнуться — премия «Фигаро» здесь популярна, много известных лиц приезжает из Москвы, свои артисты, вот публика себя и не сдерживает.

«Сухоруков!!! Как живой!» — раздается мужской голос, когда один за другим в зале появляются Станислав Любшин, Евгения Симонова, Ольга Остроумова, Александр Адабашьян, Эммануил Виторган, Анатолий Белый, Владимир Иванов, Юлия Рутберг и, конечно, сам Виктор Иванович Сухоруков. За пять минут до этого он раздавал автографы, снимался со всеми желающими (выстроились в очередь), а еще успел мне во всей этой кутерьме показывать на телефоне свой грим — снимается в историческом сериале «Иван Грозный», играет Малюту Скуратова. Чета Виторганов, но без детей. «Побоялись везти, оставили с няней», — объясняет Ирина Виторган. Семья в жестком графике: девочки их, Этель и Клара, маленькие совсем, но родители в своем театре выпускают спектакль по биографической рукописи самого главы семейства. Похоже, тема «биография наших современников» становится на сцене трендовой: про своих родителей, Эфроса и Крымову, ставит Дмитрий Крымов, а Иосиф Райхельгауз уже выпустил спектакль по книге своей мамы «Фаина».

— И книга у Эммануила Гедеоновича выходит? — интересуюсь я.

— Нет, она еще не вышла, но пьесу делали по его рукописи. Она будет посвящена Аллочке (Алла Балтер — актриса, скончавшаяся жена Эммануила Виторгана).

Но вот церемония начинается. Совершенно невозможно понять, как на такой крохотной сцене помещается кордебалет с танцевальной увертюрой действа. А дирижирует и поет сам... Андрей Миронов. С экрана — фрагментом из популярного в свое время телефильма «Ах, водевиль, водевиль» в главной роли с ним, собственно, и начинается церемония. «Театр... Актеры... Актрисы... Позвольте вам представить их», — говорит Андрей Александрович, как бы запуская на экране фотоленту с лауреатами «Фигаро-2020» — они как раз сидят на первом ряду.

— Сегодня Андрею Миронову исполнилось бы 79 лет. А театру его имени — 32 года, — начинает Рудольф Фурманов, друг артиста и на самом деле единственный, кто после смерти его длит дружбу не на словах, а на деле: Фурманов открыл театр его имени, много лет давал площадку для мироновского конкурса актерской песни и всячески помогал его проводить в Северной столице. Ну и наконец десять лет назад учредил премию «Фигаро», поддержанную правительством города, сделал ее статусной. Даже президент поздравительную телеграмму прислал. И не он один.

 

«Но знай, Андрей,/Что Фигаро/Не будет никогда старо...» — строчки Валентина Гафта, между прочим, многолетнего президента премии. По состоянию здоровья он второй год, увы, не приезжает в Питер. Но его представляет супруга — актриса Ольга Остроумова, которая и будет вручать новым лауреатам изящную статуэтку из белого фарфора — Андрей Миронов в образе Фигаро из легендарного спектакля Валентина Плучека «Женитьба Фигаро». В этой роли 47-летний артист последний раз в жизни вышел на сцену, но не смог доиграть до конца — потерял сознание, упал, «скорая помощь», дальше — тишина. Хоронили Андрея в костюме Фигаро.

Кстати, десять лет назад самую первую премию получала его дочь Мария Миронова, а вот десятую — внук артиста Андрей Удалов, которого все равно все зовут Миронов-младший. Но ему, согласно ранжиру, статуэтку деда вручат ближе к концу церемонии, после мэтров. И не такую, как всем, а дебютную, но об этом — дальше.

 

Фото: предоставлено пресс-службой премии.
 

 

«Фигаро» — премия традиционная, то есть со всей строгостью она придерживается собственных традиций, заведенных еще в 2010 году. Это постоянные ведущие Олег Куликович и Инна Волгина (тактичные импровизаторы с чувством юмора), традиционные номинации, выраженные в основном в превосходных степенях («Лучшие из лучших», «За служение русскому репертуарному театру» и «За служение театральному отечеству», а также «За служение отечественному кинематографу»). Еще одна традиция — новых лауреатов поздравляют лауреаты прежних лет, но самая главная традиция на «Фигаро» — атмосфера: нет, не любви даже, а обожания брата (сестры) артиста, которое культивирует Рудольф Фурманов. А он как никто умеет из такого свойства своего характера еще и извлекать пользу: в его небольшом театре соглашаются работать артисты и режиссеры с очень серьезными именами.

Вообще за 10 лет премией «Фигаро» отмечено более ста тружеников сцены и кинематографа. По каким критериям выбирают здесь претендентов? «Она — оценка бесконечности таланта», — в десяточку сформулировал Владимир Машков, не так давно увозивший в «Табакерку» своего «Фигаро». Попробуй с этим поспорить, когда на сцену поднимутся не раз предъявлявшие публике свою «бесконечность» Станислав Любшин и Евгения Симонова. Станислав Андреевич (номинация «Актер милостью Божьей») — седой, с прямой спиной, в отличной форме: только что выпустил в Художественном театре «Чайку», где блистательно сыграл роль Сорина. Он смущен, но больше всего меня поражает то, что выйдя на сцену, Мастер прежде всего здоровается не с ведущими церемонии или коллегами, а с девочкой лет восьми, которая, согласно сценарию, должна преподнести ему букет. Выяснилось, что корифей сцены как-то участвовал с ней в одном проекте и не забыл маленькую партнершу. Но на то он и Любшин, чтобы уважительно относиться ко всем, с кем соприкоснулся в работе, и дети с цветами для него не как для других — лишь праздничный антураж.

 

Фото: предоставлено пресс-службой премии.
 

 

— Вы, наверное, все преувеличили, — произносит он, обращаясь к залу. — Просто, наверное, повезло, что мальчишка из трудного района, став актером, сумел проникать в другую жизнь, в жизнь других людей и отразить ее на сцене или в кино. А вообще, как говорил Александр Володин, «чем старше человек, тем он оптимистичнее смотрит на жизнь. Потому что у него все впереди».

 

Фото: предоставлено пресс-службой премии.
 

 

А я давно заметила и каждый раз убеждаюсь в том, что по-настоящему большие артисты стесняются, томятся своей публичности и стараются как можно скорее слинять со сцены. Такова Евгения Симонова, получающая «Фигаро» «За служение русскому репертуарному театру». Эммануил Виторган, подтянутый, элегантный, сожалеет, что так поздно — «надо было раньше». Он вообще немногословен: передавая статуэтку Наталье Бондарчук («За служение отечественному кинематографу») произносит одно: «Коленопреклонен», и действительно, встает на одно колено и... без особого труда поднимается. Это в его-то годы! Видимо, ученые правы: маленькие дети — серьезный мотиватор к активной жизни и бодрости. Виктор Сухоруков, названный «лучшим из лучших» с формулировкой «Человек-оркестр», на сцене режиссирует свое награждение — коротко и эффектно. Среди награжденных — греческий режиссер Теодорос Терзопулос, Анатолий Белый, Игорь Золотовицкий, Анатолий Петров (БДТ им. Товстоногова), ленкомовец Антон Шагин, который поразил собравшихся своим заявлением: «Я думал сначала посвятить эту премию своей жене, потом — теще (она специально приехала из Таллина). Но потом понял, что хочу посвятить ее Марку Анатольевичу Захарову». Браво, Шагин! Еще трое молодых поддержаны «Фигаро» — Любовь Виролайнен-младшая (Санкт-Петербург), Николай Аузин (Тюмень) и, как сказано выше, Андрей Удалов, он же — Миронов-мл. У него в руках статуэтка Холдена — самая первая роль его деда в спектакле «Над пропастью во ржи». Внук, кстати, похож на деда музыкальностью, легкой пластикой. Но и на отца тоже — Антона Яковлева, режиссера и сына великого артиста Юрия Яковлева. В общем, в корнях этого Миронова я совсем запуталась. И еще два «Фигаро» — не актерских — вручены поэту Ильи Резнику и Галине Мшанской, бессменной ведущей телевизионной музыкальной программы «Царская ложа», по сути, культуртрегера отечественного театра.

 

Фото: предоставлено пресс-службой премии.
 

 

Санкт-Петербург–Москва

 
Марина Райкина
406


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95