Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Восемнадцать лет без СССР

Восемнадцать лет назад, в декабре 1991 года, окончательно, «де-юре», распался Советский Союз. «Де-факто» — конечно, раньше.

Трещины по «Союзу нерушимому республик свободных» побежали ещё в 1985-м, когда новый моложавый Генеральный секретарь ЦК КПСС объявил «перестройку», не понимая, что на самом деле объявляет демонтаж.

К началу 90-х уже запылали национальные окраины, уже окончательно развалилась общая советская экономика и отвалилась Прибалтика. Независимость России — то есть фактически выход из состава СССР — провозгласил Борис Ельцин ещё в июне 1990 года…

Сейчас, почти через двадцать лет, ностальгия по Советскому Союзу — довольно серьёзный фактор, определяющий настроения в российском (только ли российском?) обществе. По временам «красной империи» тоскуют в нашей стране многие — даже те, кто застал времена СССР в раннем детстве или не застал вовсе.

Одна из основных причин — слишком бездушным и меркантильным кажется нынешнее время. Вот в Советском Союзе люди, мол, были душевнее, отношения проще, материальные ценности не ставились во главу угла.

Конечно, всё было, мягко говоря, не совсем так. Даром, что ли, советская пресса постоянно обличала «вещизм» и «мещанство». «Шикарная жизнь» и тогда имела место быть — хотя, конечно, у современной «золотой молодёжи» возможностей больше.

Богатство тех же жителей Кавказа было притчей во языцех. В ресторанах «гости с юга» сорили деньгами в прямом и переносном смысле. Не говорю уж о советской элите: учёных, дипломатах, «выездных» деятелях культуры, журналистах крупных СМИ, внешторговцах, генералитете, директорах, партийной и советской номенклатуре. Им и тогда было позволено почти всё, и на фоне стандартной советской жизни их шик (сейчас бы сказали, гламур) был особенно «эксклюзивен».

Главная причина ностальгии, думаю, в другом. Цитирую одну из интернет-публикаций по этому поводу:

«Для того чтобы ощутить собственную человеческую ценность, возможностей было мало, но все они были отлично известны каждому. Все знали, какие книги надо прочитать, какие фильмы посмотреть и о чем говорить по ночам на кухне. Это и был личностный жест, дающий удовлетворение и вселяющий гордость. Сегодняшнее время при бесконечности возможностей делает такой жест почти невозможным или по определению маргинальным. Человек оказался перед лицом чудовищной бездны самого себя, собственного человеческого „я“, которое до сих пор всегда было удачно закамуфлировано проблемой социального запроса».

В этом, наверное, одна из причин тогдашнего оптимизма, который упоминают многие «рождённые в СССР».

А ведь верно. Примерно о том же упоминает и Виктор Пелевин в романе «Дженерейшн Пи»:

«Лет десять назад [cейчас уже двадцать. — Авт.] новая пара кроссовок, привезенная дальним родственником из-за бугра, становилась точкой отсчета нового периода в жизни — рисунок подошвы был подобием узора на ладони, по которому можно было предсказать будущее на год вперед. Счастье, которое можно было извлечь из такого приобретения, было безмерным. Теперь, чтобы заслужить право на такой же его объем, надо было покупать как минимум джип, а то и дом».

В самом деле. Купил (достал) кроссовки — ощущение важной вехи в жизни. Имеешь двухкассетный японский магнитофон — лови почтительные и завистливые взгляды.

И так далее, и не только в материальной сфере.

Прочёл «под одеялом» «Лолиту» Набокова, не говоря уже о «самиздате», — чувствуешь себя в элите общества. Высказал на кухне под водочку что-то непочтительное про советскую систему — чувствуй себя смельчаком, борцом за всё светлое.

Вот за эти маленькие радости мы, тридцатилетние и старше, собственно, СССР и любим. Слишком легко тогда было считать себя «духовной элитой», слишком ясны и просты были цели в жизни…

Советскому руководству вообще-то следовало бы дать какую-нибудь западную награду, вроде медали Конгресса США, за пропаганду Запада. Благодаря изъянам советской жизни и промышленности Запад (и капиталистический Восток) казался идеальным раем.

Были мифы о 25-летней гарантии на японскую аппаратуру, о волшебных стереоскопических телевизорах, которые просто «не поставляются в СССР», и так далее. Когда в начале 90-х пошла аудио- и видеотехника в первую очередь из Китая, было определённое разочарование: далеко не всегда она оказывалась качественной хотя бы на уровне советской. Такая же ситуация была, впрочем, и в других сферах: одежда, обувь, продукты питания, напитки…

Сейчас «положено» считать СССР «колониальной империей», наподобие Британской, которая угнетала подчинённые народы, потому и обречена была на развал. Но есть отличия.

В СССР представители всех народов были равноправны, более того, представители «братских республик» и национальных меньшинств были «чуть равнее, чем русские» — того требовала советская политкорректность, «интернационализм».

Среди начальников всех уровней во всех сферах, вплоть до высшего руководства СССР (которое, собственно, и «угнетало», и «репрессировало»), едва ли не большинство всегда составляли именно представители «угнетённых» национальностей. Сами себя, стало быть, «высекли».

А какой процент зулусов, индусов и прочих папуасов был, скажем, в правительстве Британии в начале ХХ века?..

Для всех «братских республик» Россия — типа, метрополия — была «донором» во всех смыслах этого слова. «Отвалившись» от России, практически все республики в экономическом и культурном плане серьёзно деградировали.

В развале СССР виновата не столько «колониальная политика России», как модно ныне считать в либеральных кругах, а вненациональная марксистская политика презрения к «низменным», то есть материальным запросам человека.

Человеку во все времена хотелось в первую очередь вкусно кушать, красиво одеваться, жить комфортно в бытовом плане, зарабатывать деньги и покупать на эти деньги что хочется.

А коммунистическая идеология больше на «духовные ценности» напирала. Да ещё и лицемерие было: правители-то жили не так, сладко кушали, мягко спали.

Вот и послали народы СССР, включая русский народ, и советскую власть, и сам СССР вместе с его «духовными ценностями».

В результате от развала СССР меньшинство выиграло, а большинство проиграло, в т.ч. и в материальном плане.

Впрочем, об этом долго можно рассуждать. Понятно: ушло время, не воротишь. «И как же мы бессильны пирожками с вишней возвратить ту радость детства своего» (Олег Митяев).

И всё же порой странно думать, что уже выросло — и даже готово заводить своих детей — поколение, абсолютно не заставшее СССР…

Ваш Роман Олегович Иванов

922


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95