«В рукава просунул руки — оказалось, это брюки, вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки…» Ваш ребенок, конечно, не носит перчатки вместо ботинок и сковороду вместо бейсболки, но его постоянно одергивают на уроках за невнимательность, а домашние тетради пестрят помарками.
Если это так — не спешите обвинять чадо в разгильдяйстве. Возможно, дело не в лени и безответственности. По статистике, до 18% современных детей (то есть почти каждый пятый) страдают синдромом дефицита внимания (СДВ).
— Школьник может быть невнимательным по разным причинам:
Причиной синдрома дефицита внимания ученые называют наследственность, инфекционные поражения нервной системы, неблагоприятное протекание беременности у матери (например, если беременная женщина употребляла алкоголь, лекарства, курила). Кроме того, иногда специалисты ссылаются на «семейный фактор» — скандалы между родителями расшатывают неокрепшую нервную систему малыша… Синдром дефицита внимания часто соседствует с гиперактивностью: ребенок очень непоседливый. У мальчиков гиперактивность встречается гораздо чаще, чем у девочек.
* * *
По каким признакам можно узнать, что ребенок страдает СДВ?
— Первые тревожные сигналы заметны у детей уже в
Дети
Обычно внимание ребенка развивается с возрастом и благодаря обучению. Например, первоклашки способны, не отвлекаясь, слушать урок всего
* * *
— Детям с синдромом дефицита внимания нужна комплексная помощь родителей, учителей, психологов, медиков, — подчеркивает Оксана Приходько. — По возможности лучше, чтобы ребята с СДВ занимались в небольшом классе (до 12 человек). Поскольку ребенок с СДВ легко отвлекается, то желательно посадить его за первую парту в боковом ряду. Тогда, с одной стороны, школьник будет все время как будто «с глазу на глаз» с учителем, а с другой — не будет мозолить глаза всему классу, вертясь по сторонам.
Невнимательных учеников, как правило, все время упрекают за промахи. А надо их, наоборот, больше поощрять, делать акцент на том, что у них получается (это важно и в школе, и дома).
Вместе с ребенком распишите на листе бумаги режим дня: когда вставать, идти в школу, выполнять домашние задания, когда прогулка, обед, сон, — и повесьте расписание на видном месте. Ребенку с СДВ проще организовать свое время, если есть внешние рамки, распорядок. Например, сажая ребенка за уроки, можете поставить перед ним песочные часы и попросить работать, «пока не высыплется весь песок».
Очень полезно вести дневник, в котором будут запланированы дела на день. Для младшеклассника мама может записать в дневнике несколько пунктов, а потом ребенок сам отметит плюсиками, что выполнил.
Чтобы ребенок с СДВ меньше утомлялся, надо сложные задания разбивать на части. Умственные нагрузки чередовать с физическими. Сбросить напряжение помогут также физкультминутки и «тихие перерывы» (просто посидеть и расслабиться, думая о чем-нибудь приятном). Детям с гиперактивностью желательно регулярно заниматься спортом в секции, пешими прогулками. Кроме того, родителям непосед психологи не рекомендуют посещать места с большим скоплением людей (например, супермаркеты), так как это еще больше возбуждает психику ребенка.
Детям с СДВ нужно дать время, чтобы их нервная система закалилась, окрепла. Если родители мечтают, чтобы их ребенок был похож на девочку Лиду из стихотворения Агнии Барто («драмкружок, кружок по фото…») — то нужно сдержать амбиции и все дополнительные учебные нагрузки отложить класса до
Некоторым детям (особенно гиперактивным) одного только соблюдения «режима труда и отдыха» недостаточно, нужны вдобавок успокаивающие препараты, которые может назначить невропатолог.
Наконец, надо тренировать внимание с помощью специальных игр, тестов (сейчас большой выбор литературы по развитию памяти и внимания у детей). Например, книжки-раскраски способствуют развитию усидчивости. Есть упражнения, которые учат сконцентрироваться. Допустим, ребенок должен выбрать из множества элементов заданные — найти и вычеркнуть в тексте определенные буквы, из россыпи вырезанных геометрических фигурок выбрать одинаковые и т.д. Хороши задачки типа: «Найди 10 отличий» или «Что неправильно в этом рисунке?». Если отводить таким заданиям всего по
Что у других?
Настя, 23 года:
— В школе я все время попадала в истории
Эльза, 35 лет:
— У дочки в школе каждую неделю проводятся факультативные занятия с психологом. Ребятам предлагают разные тренинги на развитие внимания и памяти. Например, надо подбросить вверх какой-нибудь небольшой предмет, закрыть глаза и успеть представить, как он выглядит, до того как вещь снова окажется в руках. Еще для детей разыгрывали игру типа «наперстков»: они должны были следить, под каким стаканчиком окажется спрятан шарик.
Михаил, 33 года:
— Жена купила сыну (ему 4 года) книгу с задачками для развития внимания и памяти. Запомнился такой совет: чтобы ребенок привыкал быть наблюдательным, надо после прогулки предложить ему как можно подробнее описать, во что были одеты люди, какие красивые здания видел…
Елена ДОБРЮХА