Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вот какой рассеянный!

От невнимательности школьника могут вылечить личный дневник и пешие прогулки

«В рукава просунул руки — оказалось, это брюки, вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки…» Ваш ребенок, конечно, не носит перчатки вместо ботинок и сковороду вместо бейсболки, но его постоянно одергивают на уроках за невнимательность, а домашние тетради пестрят помарками.
Если это так — не спешите обвинять чадо в разгильдяйстве. Возможно, дело не в лени и безответственности. По статистике, до 18% современных детей (то есть почти каждый пятый) страдают синдромом дефицита внимания (СДВ).

— Школьник может быть невнимательным по разным причинам: из-за переутомления, весеннего авитаминоза, «раскачки» после каникул, из-за отсутствия интереса к предмету. Но, как правило, в этих случаях через неделю-две ребенок снова входит в рабочий ритм, — считает декан факультета специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педуниверситета Оксана ПРИХОДЬКО. — Если же невнимательность проявляется на каждом шагу, скорее всего у ребенка заболевание, неврологическое расстройство: синдром дефицита внимания. При СДВ нарушаются механизмы, которые отвечают за умение сосредоточиться, быстро переключаться с одного дела на другое, за объем внимания… Но я бы ни в коем случае не связывала синдром с уровнем интеллектуального развития. Просто невнимательным детям нужно помочь «собраться, дисциплинироваться». А для этого есть достаточно простые средства.

Причиной синдрома дефицита внимания ученые называют наследственность, инфекционные поражения нервной системы, неблагоприятное протекание беременности у матери (например, если беременная женщина употребляла алкоголь, лекарства, курила). Кроме того, иногда специалисты ссылаются на «семейный фактор» — скандалы между родителями расшатывают неокрепшую нервную систему малыша… Синдром дефицита внимания часто соседствует с гиперактивностью: ребенок очень непоседливый. У мальчиков гиперактивность встречается гораздо чаще, чем у девочек.

* * *

По каким признакам можно узнать, что ребенок страдает СДВ?

— Первые тревожные сигналы заметны у детей уже в 3—6 лет, — поясняет Оксана Георгиевна. — Малыш чрезмерно энергичен, крутится как юла, попадает в опасные ситуации, получает травмы, шумит, кричит, ломает и разбрасывает игрушки, спорит, постоянно чего-то требует. Но поскольку у него еще мало обязанностей (нет уроков, домашних заданий), то и особых проблем с «безответственностью» тоже нет. Ситуация обостряется, когда ребенок отправляется в школу.

Дети 7—12 лет постоянно отвлекаются на уроках, не могут заставить себя сесть за домашние задания, редко доводят до конца то, что им поручили сделать. Зато могут проводить сутки напролет перед телевизором или компьютером, то есть заниматься тем, от чего сразу и без труда получают удовлетворение. Ребята с СДВ часто допускают ошибки, рассеянны, теряют свои вещи, в компаниях — задиры.

Обычно внимание ребенка развивается с возрастом и благодаря обучению. Например, первоклашки способны, не отвлекаясь, слушать урок всего 15—20 минут, им трудно сосредоточиться больше чем на 2—3 предметах и вычислять примеры из нескольких действий, малышам не удается делать два дела одновременно. Но к 9—10 годам проблемы в основном проходят. Между тем от трети до половины детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности при обучении в начальных классах сталкиваются с повышенными трудностями: слабо понимают услышанное и прочитанное, у них плохая память, недостатки речи.

* * *

— Детям с синдромом дефицита внимания нужна комплексная помощь родителей, учителей, психологов, медиков, — подчеркивает Оксана Приходько. — По возможности лучше, чтобы ребята с СДВ занимались в небольшом классе (до 12 человек). Поскольку ребенок с СДВ легко отвлекается, то желательно посадить его за первую парту в боковом ряду. Тогда, с одной стороны, школьник будет все время как будто «с глазу на глаз» с учителем, а с другой — не будет мозолить глаза всему классу, вертясь по сторонам.

Невнимательных учеников, как правило, все время упрекают за промахи. А надо их, наоборот, больше поощрять, делать акцент на том, что у них получается (это важно и в школе, и дома).

Вместе с ребенком распишите на листе бумаги режим дня: когда вставать, идти в школу, выполнять домашние задания, когда прогулка, обед, сон, — и повесьте расписание на видном месте. Ребенку с СДВ проще организовать свое время, если есть внешние рамки, распорядок. Например, сажая ребенка за уроки, можете поставить перед ним песочные часы и попросить работать, «пока не высыплется весь песок».

Очень полезно вести дневник, в котором будут запланированы дела на день. Для младшеклассника мама может записать в дневнике несколько пунктов, а потом ребенок сам отметит плюсиками, что выполнил.

Чтобы ребенок с СДВ меньше утомлялся, надо сложные задания разбивать на части. Умственные нагрузки чередовать с физическими. Сбросить напряжение помогут также физкультминутки и «тихие перерывы» (просто посидеть и расслабиться, думая о чем-нибудь приятном). Детям с гиперактивностью желательно регулярно заниматься спортом в секции, пешими прогулками. Кроме того, родителям непосед психологи не рекомендуют посещать места с большим скоплением людей (например, супермаркеты), так как это еще больше возбуждает психику ребенка.

Детям с СДВ нужно дать время, чтобы их нервная система закалилась, окрепла. Если родители мечтают, чтобы их ребенок был похож на девочку Лиду из стихотворения Агнии Барто («драмкружок, кружок по фото…») — то нужно сдержать амбиции и все дополнительные учебные нагрузки отложить класса до 4—5-го.

Некоторым детям (особенно гиперактивным) одного только соблюдения «режима труда и отдыха» недостаточно, нужны вдобавок успокаивающие препараты, которые может назначить невропатолог.

Наконец, надо тренировать внимание с помощью специальных игр, тестов (сейчас большой выбор литературы по развитию памяти и внимания у детей). Например, книжки-раскраски способствуют развитию усидчивости. Есть упражнения, которые учат сконцентрироваться. Допустим, ребенок должен выбрать из множества элементов заданные — найти и вычеркнуть в тексте определенные буквы, из россыпи вырезанных геометрических фигурок выбрать одинаковые и т.д. Хороши задачки типа: «Найди 10 отличий» или «Что неправильно в этом рисунке?». Если отводить таким заданиям всего по 5—10 минут, но каждый день, уже через пару месяцев почувствуете результат. Развить наблюдательность поможет такое упражнение: поставьте перед ребенком в ряд игрушки; когда ребенок не видит — спрячьте одну, пусть малыш постарается ответить, какой игрушки недостает.

Что у других?

Настя, 23 года:

— В школе я все время попадала в истории из-за невнимательности. Однажды пришла без… юбки. Утром проспала, побежала, а когда в раздевалку зашла, смотрю: юбки-то на мне нет! Пришлось возвращаться домой. Бывало, доходила до школы в тапочках, платье наизнанку натягивала… В классе я сидела рядом с окном, а окно выходило на пруд. Это тоже очень отвлекало меня. Помню, майским днем на уроке по математике засмотрелась, как на пляже отдыхают люди. Я уже представляла, как сама захожу в воду, готовлюсь поплыть. Вдруг чувствую, сосед по парте толкнул — меня учительница вызывает. Я встала и, чтобы не молчать, говорю: «Двадцать пять!» «Это в каких же единицах измерения?» — изумилась педагог. В классе надо мной из-за «витания в облаках» все время смеялись. Сейчас думаю, что тогда мне могли бы помочь какие-то специальные занятия. Ведь мне было очень обидно, что я не такая, как все.

Эльза, 35 лет:

— У дочки в школе каждую неделю проводятся факультативные занятия с психологом. Ребятам предлагают разные тренинги на развитие внимания и памяти. Например, надо подбросить вверх какой-нибудь небольшой предмет, закрыть глаза и успеть представить, как он выглядит, до того как вещь снова окажется в руках. Еще для детей разыгрывали игру типа «наперстков»: они должны были следить, под каким стаканчиком окажется спрятан шарик.

Михаил, 33 года:

— Жена купила сыну (ему 4 года) книгу с задачками для развития внимания и памяти. Запомнился такой совет: чтобы ребенок привыкал быть наблюдательным, надо после прогулки предложить ему как можно подробнее описать, во что были одеты люди, какие красивые здания видел…

Елена ДОБРЮХА

724


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95