Мальчик Саша Ковалев родился с ДЦП – детским церебральным параличом. Его отец выбрал, как ему казалось, единственно правильный способ поставить сына на ноги – относиться к нему, как к здоровому человеку. Регулярно он говорит сыну: «Ты не больной, у тебя временные трудности». Поесть, одеться, спуститься и подняться по лестнице – у Саши каждый день уходят часы на то, чтобы справиться с бытовыми задачами. В школе его ждут издевательства от сверстников.
Сама по себе драма о ребенке-инвалиде – несомненно, важная тема. Говорить о людях (пусть даже вымышленных), которые с ней столкнулись – надо. И о родителях, которые должны находить в себе силы любить и воспитывать не совсем обычных детей, и о самих детях, которым надо превозмогать куда больше, чтобы быть полноценными членами общества.
Однако «Временные трудности» – картина не только об этом. Иван Охлобыстин – несомненно, талантливый и харизматичный актер, перетягивающий внимание на себя. И позиция его персонажа – убеждение ребенка в том, что он вовсе не болен и ничем не отличается от здоровых людей – в целом, конечно, правильная. Но при этом играет Охлобыстин такого морального урода, что смотреть без ужаса на него невозможно. Проявить каплю сочувствия к ребенку, немного эмпатии? Показать, что сына ты все-таки любишь? Охлобыстин как актер, видимо, понимает, что безусловная любовь к ребенку должна быть свойственна нормальному родителю – поэтому порой в его взглядах эта любовь проявляется. Но взгляды эти он бросает лишь украдкой, исподлобья, когда никто не видит, и ни делом, ни словом этих чувств не проявляет. В результате персонаж кажется не заботливым родителем, а монстром-тираном.
А мальчик тем временем справляется с болезнью. Окончив школу, он уезжает из дома и прекращает всякое общение с ненавистным отцом. Он становится лучшим в стране бизнес-консультантом, выводит из кризиса сотни компаний. Но однажды новый заказ дает ему возможность поквитаться с отцом.
Риналь Мухаметов - актер хоть и не столь опытный, как Охлобыстин, но тоже весьма харизматичный. В их совместных сценах чрезвычайно много химии – за такой отличный актерский дуэт фильму можно было бы простить многое, но не все. Развязка картины удручает любого зрителя, живущего в современном мире. Кино можно было закончить как угодно – извинениями, примирениями, выражением каких-то чувств. Но вместо этого в какой-то момент сын просто осознает, что все откровенно садистское поведение его отца, показанное в первой половине фильма – это проявления любви. На выходе мы получаем отвратительную мораль «бьет – значит, любит», которой не место в цивилизованном обществе.
«Временные трудности» в том числе показали, что, к сожалению, суровые мужчины в российском кино все еще не умеют говорить о любви человеческим языком.
Павел Соломатин, Сочи,InterMedia