Наши кинематографисты наконец вспомнили, что Россия является космической сверхдержавой. Случилось это, правда, после всемирного успеха голливудских блокбастеров «Интерстеллар» и «Гравитация», прошумевших по экранам мира. Но лучше поздно, чем никогда. И вот на нашем киногоризонте возникли сразу два фильма, посвященных подвигам советских космонавтов. Справедливости ради надо сказать, что картины эти были готовы еще в начале года. Тогда министерству культуры даже пришлось вмешаться в репертуарную политику кинотеатров, чтобы развести в прокате две ленты на одну тему. И практически на один сюжет...
Эта инициатива минкультуры, как ни странно, дорого обошлась создателям фильма «Время первых», который, в соответствии со своим названием, стартовал в прокате первым — в канун Дня космонавтики. Создавая для ленты максимально благоприятные условия, чиновники от культуры перестарались, отодвинув еще и выход на экраны американского супербоевика «Форсаж 8». Сразу две преференции в адрес «Времени первых» дали повод злой молве приписать детищу режиссера Дмитрия Киселева, продюсеров Тимура Бекмамбетова и Евгения Миронова статус официального, «датского» фильма. Пошла ехидная волна в соцсетях, и зрители от «Времени первых» отвернулись.
Оказалось, что зря. Фильм о легендарном полете Алексея Леонова и Павла Беляева, о первом выходе человека в открытый космос получился захватывающим, динамичным, мощным. И при этом содержательным, с точно прорисованным социальным фоном, объемными характерами и яркими человеческими страстями. «Сарафанное радио» с опозданием разнесло эту весть, но кардинальным образом изменить ситуацию уже не получилось. Один из лучших фильмов не года даже, а последних лет прошел в прокате гораздо скромнее, чем того заслуживал. А многие киножурналисты «Время первых» даже не потрудились посмотреть, облыжно обозвав его «советской агиткой».
«Салют 7» выходит в эти дни на экраны в куда более благожелательной атмосфере. «Обиженных» у нас традиционно любят и жалеют. Многие из тех, кто отказался смотреть «Время первых», нынче поют новой космической одиссее осанну. Между тем, при ближайшем рассмотрении эти две картины оказываются на удивление похожими. Так, у фильмов практически идентичная сюжетная канва, до рези в глазах схожи и характеры персонажей. В самом деле: одного из двух главных героев и в той, и в другой ленте в силу медицинских показаний отлучают от полета. Второй герой говорит, что без первого не полетит. Поскольку старт готовится в авральном режиме — надо опередить американцев, — начальство в какой-то момент машет рукой и выпускает космонавтов на орбиту.
Один из них — рисковый, волевой, склонный к авантюрам. Второй — дисциплинированный, привык руководствоваться инструкциями и командами из ЦУПа. Экипажи из обоих фильмов попадают в череду нештатных ситуаций, им грозит участь не вернуться на землю. На сам ЦУП тем временем давят партийные чиновники и военные чины — им надо вернуть на землю космическое «железо», чтобы оно не попало в руки потенциального противника, а судьбы самих космонавтов их волнуют меньше. Но в безнадежных, казалось бы, условиях космонавты обоих экипажей проявляют выдержку, смекалку, героизм и в финале возвращаются на землю к своим любящим женам и детям.
Такой вот сюжет, проступающий с незначительными вариациями в двух разных фильмах. Их принципиальное отличие состоит, однако, в том, что картина «Время первых» основана на документальном материале — воспоминаниях космонавта Алексея Леонова, который стал не только главным героем, но и душой этого кинопроекта. На протяжении всей работы над фильмом он внимательнейшим образом опекал, консультировал авторов. А те отнеслись к доставшемуся им драматическому материалу с огромной ответственностью и творческим неравнодушием. В результате получился фильм, каждому повороту сюжета которого ты веришь, каждому кадру которого внимаешь как откровению, каждому герою сопереживаешь как близкому человеку.
Не то — с фильмом «Салют 7». Он тоже вроде отталкивается от реальной истории, которая произошла в 1985 году. Тогда на орбитальной станции «Салют 7» произошла поломка. Неуправляемая 20-тонная махина могла в одночасье рухнуть на Землю и при неблагоприятном стечении обстоятельств погрести под собой людей. Особенно опасались этого американцы. Чтобы разрулить катастрофическую ситуацию, на орбиту отправили экипаж космонавтов в составе Владимира Джанибекова и Виктора Савиных, которые в сложнейших условиях пристыковались к «Салюту 7», провели необходимые работы и вернулись с победой на Землю.
Фильм режиссера Клима Шипенко, до этого снимавшего весьма невразумительное кино типа «Кто я?», «Любит не любит», «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota», прихотливо, если не сказать волюнтаристски, соединяет реальные подробности нашумевшего в свое время полета с вымышленными эпизодами, порой удачно, а чаще неудачно сочиненными в тиши студийных кабинетов. Сами космонавты тоже носят в фильме вымышленные фамилии: Федоров и Алехин. При этом орбитальная станция, с которой предстоит стыковаться космонавтам, называется как в реальности: «Салют 7», а не, скажем, «Сокол 8». Тут у зрителей возникает первое недоумение: перед нами художественная реконструкция реальной истории или некое космическое фэнтези?
Это раздвоение сознания будет преследовать зрителя до конца фильма. Вполне правдоподобные и живые эпизоды, основанные на воспоминаниях участников тех событий, будут соседствовать в фильме с пожаром на космическом корабле, которого в реальности не было. С курением и выпивкой космонавтов на борту, во что верится с трудом. С идиотскими предложениями наших военных сбить станцию, о чем в действительности речь не шла. С американским шатлом, якобы отправленным на орбиту с целью «умыкнуть» станцию «Салют 7», что изобличает в авторах фильма наличие слишком буйной фантазии, замешанной на сиюминутной политической конъюнктуре.
При общем благожелательном отношении к фильму, обо всех этих нелепостях сегодня с горечью говорит участник тех событий, космонавт Савиных, но его, как выяснилось, на съемки не пригласили, консультироваться с ним не стали...
Апофеозом отвязной авторской «отсебятины» выглядит финал фильма, в котором уже практически потерявшие надежду вернуться на землю космонавты пытаются оживить замерший космический корабль, для чего огромным молотом изо всех богатырских сил «чинят» вышедший из строя солнечный датчик. Тут поневоле вспоминается американский фильм «Армагеддон», в котором советский космонавт орудует гаечным ключом, что, помнится, сильно возмущало наших депутатов. Уж не знаю, как наши ранимые слуги народа будут реагировать на увесистую кувалду в фильме не американского, а российского производства...
Не могу, впрочем, сказать, что в «Салюте 7» нет достоинств. Он выразительно и даже вдохновенно снят (оператор Сергей Астахов), в нем замечательная компьютерная графика, ни в чем не уступающая голливудским образцам. От фильма можно словить определенный эмоциональный драйв, если не слишком вдумываться в происходящее и не очень вслушиваться в грохот назойливой музыки и пародийно звучащие разговоры героев про триаду счастья, в которую входят семья, футбол и... строительство коммунизма.
Очень стараются хорошие актеры Владимир Вдовиченков (Федоров), Павел Деревянко (Алехин), Александр Самойленко (руководитель полета), но в силу скудноватого драматургического материала изрядно проигрывают на экране Евгению Миронову, Константину Хабенскому, Владимиру Ильину, создавшим потрясающий актерский ансамбль в фильме «Время первых».
Нет, никак мне не удается уйти от сравнения этих внешне похожих и столь разных по творческому итогу фильмов. К слову, звезды распорядились таким образом, что столкновения двух фильмов на экране избежать все-таки не удалось. 12 октября «Салют 7» вышел в широкий прокат. А 14 октября фильм «Время первых» будет показан по Первому каналу. И у зрителя появится возможность самим сравнить и оценить эти два таких одинаковых, таких разных фильма.
Леонид Павлючик