Не новая тема для Юрия Арабова и некий, пожалуй, неожиданный разворот для Николая Досталя. Это интересный симбиоз, как я предполагал.
Предчувствую, как этот фильм еще будут хаять за несовременность, а, может, и за несвоевременность, но именно этим он и хорош. Отстраненная от наших дней история некой монастырской обители, где произошло столкновение произошло столкновение «с той самой силой», как это часто бывает у Юрий Николаевича – не только отражает духовные противоречия и двойственность современного человека, но и рассказывает именно о нем. Будут хаять и за чрезмерную тяжеловесность, литературность. За слишком серьезный, и в то же время неоправданно комичный (комедия – лучший жанр!) разговор о главном. О главном сейчас говорить не принято. О серьезном принято говорить с насупленными бровями и траурной миной. Здесь подобного нет.
Совершенно гоголевская атмосфера. Исключительно неифернальные кульбиты главного героя (или злодея?), легкомысленные ответы на все те же серьезности и малая доля лукавства. Нет, здесь вы не найдете ответов – вот в чем дело. Это даже не прерогатива искусства – раздавать ответы о сокровенном. Но взбудоражить Вас этот фильм может. И вдохновить и рассмешить и развлечь. А это главное. Хотя, наверное, не всякий готов пойти в кинотеатр на фильм про монашескую обитель с тем, чтобы развлекаться.
Вспоминаю какой-то разговор Юрия Николаевича о фильме «Фауст». Мол, он получился слишком тяжеловесном. Что чувство юмора двух мастеров (Арабова и Сокурова) как-то не сошлись в этот раз. Что сценарий был совсем о другом и не столь «торжественен». Возможно, как раз в «Монахе и бесе» и воплотилось то, что не воплотилось тогда. Легкость. Игра. Непосредственность. Пускай, что бездны разверзаются под нами и над нами.