Об этих мультиках предпочитают умалчивать как и высоколобые кино-эстеты (считают их второсортными), так и непритязательный среднестатистический тв-зритель (считает их плоскими, пошлыми и приводящими к немедленной деградации, хотя почему-то запоем смотрит «полицейские» сериалы и всяческие «голубые огоньки»).
Но я считаю: они не правы. Эти мультсериалы замечательный культурный феномен современности, с которым нужно, как минимум считаться. А в некоторых случаях – тут есть и чему поучиться. Даже в том, что касается чувства юмора. Хотя, конечно, все неоднозначно. Попытаемся разобраться. Я расскажу о своем отношении к ним, а Вы расскажите о своем. И сравним!
Итак. Речь пойдет, во-первых, о далеких, но родственниках – «Симпсонах» и «Футураме». И о другой семейной чете – «Гриффинах» и «Американском папаше». А также о, стоящем особняком, «Южном парке».
1. «Симпсоны», пожалуй, единственные, кто в этом списке ну совсем не нуждается в представлении. Не помню, сколько им лет (специально не заглядываю в википедию, тренирую память, тут уж извиняйте) – но, кажется, они выходили и тогда, когда я только родился, в конце восьмидесятых. Смею предположить, что ничего подобного прежде на ТВ не было, поэтому они и остались своеобразным эталоном удивительного мульт-жанра, который, видимо, можно так и обозначить, как жанр «like simpsons». Нет, конечно же, были всевозможные семейные ситкомы. Но чтобы анимированные… но с таким огромным миром-городом, в котором у каждого персонажа есть целый багаж историй за душой? С таким разнообразием сюжетов? Да и с таким юмором?
Сейчас, когда с тех пор, как я посмотрел первую серию Симпсонов прошло порядком больше пятнадцати лет, мне этот юмор не кажется настолько уж искрометным. Чаще всего, все это отдает каким-то вялым, претенциозным анекдотизмом. Приелось. Понятен принцип построения шуток, гэгов, чаще всего в этих шутках авторы отталкиваются от образов персонажей – поэтому действительно приедается быстро. То есть, взять Гомера. Ленивый, обжора, растяпа, безответственный – значит, сцены с его участием должны быть пронизаны шутками о его лени, обжорстве, разгильдяйстве. Его противоположность – сосед Нед. Набожный, какой-то кокетливый, дружелюбный кот Леопольд – значит, шутки об этом. К слову сказать, в одной из серий, помнится, вскрылось «страшное прошлое» этого персонажа, что раньше он был злым, жестоким и неуравновешенным. Но это же шутка вокруг да около. Когда надоедает шутить об одном, то то же самое просто выворачивают наизнанку и шутят по новой.
Тем не менее, сериал продемонстрировал удивительную живучесть и вроде бы жив до сих пор. На протяжении этой жизни здесь развернулись вообще все возможные драматические ситуации. Серьезно. Шутка, произошедшая от одной из серий «Южного парка» - «Это уже было в Симпсонах» - имеет крепкую основу. Вы можете придумать какую угодно историю, а она уже была в «Симпсонах». Вот именно этим они наиболее интересны.
Даже когда я учился во ВГИКе, одна из моих учительниц с большой любовью припоминала Симпсонов при всяком удобном случае – каждая серия как маленький спектакль. Все на своих местах. Все технично разложено по полочкам. Цель, герои, препятствия… выбор… трехчастная структура… «Симпсоны» безукоризненно точны.
Так что могут быть полезны для начинающего драматурга. Однако обычный зритель требует хлеба и зрелищ, насчет этого – кажется, и вправду «Симпсоны» постепенно сходят с дистанции, уступая первенство более гибким проектам.
2. «Футурама». От тех же создателей. Не буду называть автора проекта (Гроунинг?) или название студии (повторюсь: специально не лезу в «Википедию»). Наследственность ощутима, тем не менее, это совсем другой сериал. В основе его концепции – возможно всё. Так как главный герой попадает в футуристичный, навороченный и разнообразнейший мир будущего, то в каждой серии нам дают какой-нибудь парадоксальный анекдот, основанный на чем-то, к чему жители будущего относятся к само-собой разумеющемуся. Здесь тоже огромная проработанная вселенная и масса интересных персонажей. Но и большее поле для фантазии, выдумок. Больше свободы для сценаристов. Это чувствуется.
Шутки основаны на парадоксах и фарсе, однако… тоже быстро приедаются. Да и к тому же проблема и «Симпсонов» и «Футурамы» в их лиричности. Они со временем становятся слишком сентиментальны. Причем, если «Симпсоны» обезличены – на протяжении всех этих многолетних сезонов персонажи будто превращаются в марионеток, разыгрывающих очередной анекдот-спектакль, поэтому мы к ним особо не привязываются, то в «Футураме» есть четкие горизонтальные тенденции и развитие внутренних отношений между главными персонажами. Им уделяется все больше и больше внимания, абсурдность, гротеск, фантазия и свобода постепенно уходят на нет и как результат – сериал выдыхается.
Тем не менее, тоже советую смотреть. Некоторые серии хороши сами по себе, как интересная, фантастическая сказка с приятными героями и странными приключениями. Юмор похож на… если в «Симпсоны» стараются быть своими в доску для всей семьи, то, видимо, «Футурама» нацелена больше «на молодежь», но это смотрится неуклюже, как если бы пенсионер пытался втереться в тусовку пятнадцатилетних рэперов – «Йо, чуваки!». Да, кстати, в «Футураме» уже больше секса. Эта тема педалируется. Опять разнообразные отношения героев. Затем она перерастает в различные упражнения с популярно-толерантными темами, а потому и действительно может отталкивать. Но ведь тоже интересно – как энциклопедия современных идеологий.
3. «Гриффины». Все этот сериал поначалу воспринимали как неуклюжую кальку с «Симпсонов», чуть ли не плагиат. Но он ушел далеко вперед и приобрел совершенно иное лицо. Первое, что бросается в глаза… «Гриффины» гораздо более циничный сериал. Они также обыгрывают классические сюжеты, причем даже часто не чураясь самоповторов, но вся соль не в сюжете, не в том, что произойдет, а именно в процентах циничности и черного юмора, выдаваемого каждые полминуты. Другими словами, сюжет здесь условность и мало кому интересен.
Второе, что бросается в глаза – бесконечные вставки с гэгами, не имеющими отношения к сюжету. Абсурдными гэгами. Внутри одной маленькой сценки героя могут травмировать, убить – но когда возвращаемся к сюжету, с ним все в порядке. Внутри этих гэгов могут произойти все что угодно и создатели «Гриффинов» в какой-то момент уже сами смеются над этим своим приемом, начиная пародировать самих себя. Цель этих гэгов – концетрация смеха, собственно говоря. Нам как бы говорят – зачем вам сюжет? Вы пришли посмеяться. Вот и смейтесь! Сочетание абсурдных элементов. Но подобных абсурдным элементам из «Футурамы». Нет. Там у каждой шутки есть мотив. В «Гриффинах» шутки это эдакий постмодернистский коллаж, внутри которого может быть все что угодно. Образы из литературы, популярных шоу, музыки, тв, кино, окружающей нас действительности, рекламы – неважно.
И мне такой подход. Нравится. Он откровенен. Он незатейлив. И он работает. Юмор – жестокий и ошеломляющий, но – он тоже работает.
Другое дело, что и у «Гриффинов» со временем появились те же проблемы, что и у «Симпсонов». Они становятся все более и более сентиментальными. Герои слишком стесняются эпизодами из прошлых сезонов и внутренними отношениями. Сюжеты серий становятся все более цельными и все менее циничными.
4. «Американский папаша» - вполне себе достойный родственник «Гриффинов» - также со своим узнаваемым лицом и новым подходом к тому, что называется юмором. Бессюжетных гэгов почти нет, а если есть, то их как-то плавно вклеивают в ход событий, что и не заметишь. Они больше похожи на «Симпсонов», потому что юмор чаще отталкивается от характеристик персонажей, а не от ситуаций (как это случается в «Футураме») и не от «просто так» (как это часто бывает в «Гриффинах»). Но персонажи, от которых отталкивается юмор, - при всей своей человекоподобности и декларируемой «типичности» совершенно шизофреничны, непоследовательны, опять же циничны. Что рождает массу незнакомых для нас по прошлым сериалам комедийных ситуаций. Часто здесь берут какую-нибудь шутку и раскручивают, дожимают ее до предела, помещая персонажей в дичайшие обстоятельства. Чувствуется широкий размах. Из всех перечисленных, именно сериал «Американский папаша» наименее подвержен «осентименталиванию», поэтому остается смотрибельным.
5. И, наконец, «Южный парк», столь сильно от всех отличающийся. Нарочитая примитивность, как в рисовках, так и в сюжетах – крайне обманчива. Это хитроумное сосредоточение все того же чернейшего юмора, актуальных современных проблем, пародии на современное общество и много чего еще.
За что действительно можно полюбить «Южный парк», что практически в каждой серии, при всем гротеске и несерьезности, раскрывается, разворачивается и осмеивается какая-нибудь глупость и ахинея, которые в свою очередь вполне себе существуют в нашей реальности.
Что касается чернушности, гиперболизации всего и вся, бесшабашности и безапелляционности – тут «Южный парк» занимает первое место. Но все, что здесь происходит, каким бы диким оно нам не казалось, адресуется именно нам, нашим порокам, нашим глупостям, нашим странностям. И разит в самое сердце наповал. Воспитательно-чернушный мультсериал. Почему бы и нет?