Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вспыльчивый начальник

Как не попасть под горячую руку

Умение контролировать свои эмоции — важнейший психологический навык, но он наблюдается не у всех. У руководителей недостаток самоконтроля встречается достаточно часто, и подчинённым вспыльчивый характер босса всегда доставляет массу неприятностей. Люди, склонные к вспышкам гнева, готовы взорваться по малейшему поводу, и работать рядом с ними бывает очень некомфортно. Специалисты Гарвардского университета (США) выяснили, что если начальник обладает вспыльчивым, суровым и требовательным характером, то риск развития у подчинённых нервных и сердечно-сосудистых заболеваний увеличивается на 35%.

Взрыв гнева или негативных эмоций — это всего лишь реакция на стресс или дискомфорт, которая возникает, если человек не умеет контролировать свои эмоции и не может выпустить пар другим способом. Очень часто взрывной характер — признак эмоциональной нестабильности или даже психических проблем. Причиной вспыльчивости может быть пережитая психоэмоциональная травма, гормональный дисбаланс, накопившаяся физическая усталость, трудоголизм, недосыпание, нездоровая диета и некоторые другие факторы.

Чаще всего за вспышками гнева у вспыльчивых людей следует более спокойный период. Успокоившись, вспыльчивый человек может сожалеть о том, что он сорвался, но в отношениях руководитель — подчинённый это происходит редко, и в большинстве случаев ждать извинений от вспыльчивого начальника не стоит.

Если ваш начальник отличается вспыльчивым характером, при общении с ним необходимо учитывать особенности его темперамента и общаться с ним так, чтобы не спровоцировать лишний раз взрыв негативных эмоций. Помните, что вы не можете контролировать поведение другого человека или изменить его, поэтому вам необходимо научиться правильно на него реагировать.

Способы защиты подчинённых

Сохранить спокойствие и сберечь свои нервы при общении с вспыльчивым руководителем помогут следующие советы.

Совет первый: сохраняйте спокойствие и контролируйте свои эмоции.

Общайтесь с вспыльчивым человеком спокойно, не повышая голоса. Следите за тем, чтобы тон вашего голоса всегда был ниже голоса руководителя. Спокойное поведение, более низкий тон голоса и уверенная аргументация вашего мнения окажут на собеседника успокаивающее действие. Если начальник переходит на крик, а конструктивного общения не получается, завершите разговор и вернитесь к нему только тогда, когда он успокоится, но не ранее чем через полчаса.

Совет второй: научитесь правильно высказывать свою точку зрения.

Разговор с вспыльчивым руководителем не следует начинать с несогласия: очень часто вспыльчивые люди считают свою позицию единственно верной и не хотят воспринимать точку зрения собеседника, если она не совпадает с их собственной. Если ваше мнение отличается от мнения босса, можно начать разговор так: «Да, я понимаю вашу точку зрения и во многом с вами согласен». И только после этого можно предложить свой альтернативный вариант.

Совет третий: делайте паузы.

Во время разговора с начальником не спешите с ответными репликами — сделайте небольшую паузу и начинайте говорить только тогда, когда убедитесь, что сможете говорить спокойно.

Совет четвёртый: будьте готовы к тому, что начальник может взорваться.

Если вы знаете о вспыльчивом характере руководителя, будьте готовы предвидеть его поведение. Заранее подготовьте ответы на возможные претензии, аргументы для объяснения своей точки зрения или план действий, если гнев начальника зайдёт слишком далеко. Если руководитель взорвался, не бойтесь уйти, сказав при этом: «Я не хочу разговаривать в таком тоне — я подожду, когда вы успокоитесь, и тогда мы сможем разговаривать конструктивно».

Совет пятый: дистанцируйтесь от происходящего.

Иногда бывают ситуации, когда уйти от вспыльчивого руководителя невозможно — например, если он устраивает разнос подчинённым на совещании. Чтобы сохранить хладнокровие в этом случае, можно представить себя сторонним наблюдателем. Постарайтесь эмоционально отстраниться от окружающих и наблюдать за происходящим как бы со стороны, но не забывайте делать вид, что вы внимательно слушаете босса. Сделать это просто: смотрите руководителю прямо в лицо, сосредоточив взгляд в точке между бровями, но думайте при этом о чём-то своём — в этом случае у вас будет заинтересованный, но спокойный вид, который поможет снизить напряжённость обстановки.

Совет шестой: используйте внешние стандарты.

При необходимости отстаивать свою точку зрения избегайте таких оборотов речи, как «я считаю...» или «я думаю...» Вместо этого следует ссылаться на внешние стандарты: «Правило (инструкция, приказ и т. п.) требует, чтобы...»

Совет седьмой: ведите себя профессионально.

Не следует пересказывать начальнику слухи, жаловаться на рабочие проблемы или обвинять в чём-либо своих коллег. Ваше профессиональное поведение и конструктивный подход к решению текущих проблем поможет провести разговор с руководителем более спокойно.

Совет восьмой: напомните себе о положительных качествах руководителя.

Вспыльчивый характер и неумение контролировать эмоции — это далеко не полная характеристика вашего руководителя. Вспомните и сформулируйте для себя его положительные качества (например, большой опыт, высокий профессионализм, трудолюбие, эрудиция и т. п.), запишите их на листке бумаги и перечитывайте время от времени. Это поможет вам понять, что ваш руководитель в целом достойный и хороший человек, и тогда его взрывной характер будет вызывать у вас не осуждение, а сочувствие.

Совет девятый: после рабочего дня постарайтесь снять накопившиеся стресс и нервное напряжение.

Спорт, бассейн, танцы, прогулка в парке, быстрая ходьба по улице, тёплая ванна, ароматерапия, приятная музыка... Выберите для себя наиболее подходящий способ снятия стресса — после общения с вспыльчивым начальником такая профилактика будет очень кстати.

Ольга Владимирова

Источник

505


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95