Тина Галецкая была удивительно светлым человеком. Балерина Большого театра. По паспорту Валентина Флорентьевна, но так её никто не называл. Она часто бывала у нас в гостях, причём приходила с братом и его женой, людьми симпатичными, но не такими яркими, как она.
Первая моя с ней встреча врезалась в память. В очень дошкольном возрасте мама повела меня на балет на музыку Бориса Асафьева «Пламя Парижа»: «Там будет танцевать моя подруга Тина Галецкая».
Знаменитый испанский танец
Я заворожённо следил за событиями, выражавшимися танцем. Мама шёпотом иногда поясняла: «Это называется фарандола... Это – сарабанда…Адажио… А это карманьола, её танцует Тиночка…».
Я ужасно расстроился, когда на баррикаде она была убита, ведь ради неё-то, как я подумал, мы и пришли. Но по окончании мы отправились по каким-то переходам и в итоге оказались в комнате, где перед зеркалом за маленьким столиком сидела мамина подруга. Живая! Это было ошеломление. И – радость. Тогда-то и начало зарождаться предположение, что есть ещё что-то в жизни, помимо просто событий. То, что взрослые называли словом «искусство».
Существенно позднее я прочту профессиональный отзыв о том балете в одной из публикаций:
«Все, кто видел баску Терезу – Галецкую в балете Асафьева “Пламя Парижа”, не могут не отметить той вдумчивой, серьёзной работы над созданием живого, полнокровного образа этой пламенной патриотки Франции, которую проделала артистка. В грозной, бурлящей толпе восставшего народа танец Терезы – баски был революционным кличем, воспламеняющим сердца, зовущим в бой, сулящим победу. Буйным вихрем врывалась Тереза – Галецкая в ансамбль танцующих, внося новую энергию в горячий, напряжённый темп пляски. Скромная девушка-баска превращалась в символ восстания, в образ народа, жаждущего свободы. Исполнение этой роли отличалось великолепной отработкой деталей, точным отбором средств выразительности, искусной лепкой пластического рисунка. Роль Терезы из короткой, почти эпизодической, становилась одной из самых ярких и волнующих в спектакле. Эта партия была одной из тех, где Галецкой удалось раскрыть свои способности драматической актрисы».
В жизни Тина несла в себе некое жизнеутверждающее начало. Щедро делилась природным своим позитивом. Хотя при случае могла и подпустить шпильку.
«Нужна мне эта куриная попа», – так отозвалась она о каком-то своём ухажёре-зануде, любящем вытягивать губы дудочкой.
Тина Галецкая (слева) с друзьями
За прямоту, чувство юмора, неучастие в интригах и, конечно, за искромётный талант её очень любили в театре. И когда она, довольно поздно для балерины, уходила на пенсию, ей сделали королевский подарок. Мне потом посчастливилось держать его в руках – примерно метровый брусок, с двух граней оклеенный плотной белой бумагой, на которой стояли подписи всей огромной труппы.
Подарок невероятной ценности: брусок был выпилен из священной сцены Большого театра. До неё такого удостаивалась лишь легендарная балерина Анна Павлова.
Владимир Житомирский