Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Вячеслав Полунин покинул цирк на Фонтанке

«МК» выяснил, что помешало ему прижиться

21 апреля Вячеслав Полунин перестал быть худруком питерского Цирка на Фонтанке, будучи отправленным в почетную ссылку «на повышение» в компанию Росгосцирк: там он возглавит некую новую программную дирекцию. Какую-то. Неважно. Должность худрука упразднена (может быть, пока), но и без худрука вполне себе справляется с цирком его директор Михаил Смородкин. С ним-то мы и обсудили прошлое и будущее старейшего в стране стационара Чинизелли (он же Цирк на Фонтанке). Профессиональных менеджеров в цирке не так много, а на носу — выборы нового гендиректора Цирковой компании. Пора бы задуматься о кандидатурах.

Вячеслав Полунин покинул цирк на Фонтанке
фото: ru.wikipedia.org
 

— Михаил Андреевич, что хорошего случилось во время полунинского правления в Цирке на Фонтанке?

— Сложно сказать, что хорошего... Могу сказать, что ему помешало прижиться здесь. Он человек с проевропейскими взглядами и пытался привнести в российский цирк «новые веяния», но цирк — это консервативное, замкнутое пространство. Полунину было сложно внедрить сюда эти «веяния». Причем системы в его взглядах не было никакой. Возникали спонтанные идеи, но самое интересное, что к их реализации он не переходил. Фонтанировал обильно и часто, а дальше... ничего не двигалось. В лучшем случае все затухало на этапе первоочередной траты денег... короче говоря, ни одна его идея не дошла не то что до результата, но даже до середины процесса.

— Сколько он проработал?

— Ровно три года.

— И три года ушло на то, чтобы понять, что его идеи не доходят до конечного результата?

— Видимо, просто ждали даты истечения контракта.

— Важный момент: вы не просто как директор, но уже как личность в цирковом деле, выступаете за присоединение «Фонтанки» к Росгосцирку или Питер должен существовать сам по себе (напрямую подчиняясь Минкульту, как сейчас)?

— Моя позиция такая: присоединение к Росгосцирку имеет глубокий смысл, потому что когда-то это был единый конвейер Союзгосцирка, который успешно работал. Но сегодня система находится в таком состоянии, что присоединение несвоевременно.

— Вопрос, вытекающий из предыдущего: «Фонтанка» должна быть цирком прокатным или постановочным?

— Понятно, что вопрос надо задавать учредителю — Минкульту, но столь значимый цирк в культурной столице России должен сам что-то производить, а не просто прокатывать.

— Ваш цирк может быть самоокупаемым?

— Да даже стыдно говорить, если мы не будем зарабатывать деньги сами. Этот цирк, разумеется, прибыльный, и тут нет никаких вопросов. В городе 7 миллионов живет — это не проблема. Даже сейчас, работая в режиме прокатной площадки и ничего не производя, мы уже выходим в прибыль без вопросов.

— У вас шла программа с участием Олега Попова, так вот пресса зафиксировала в какой-то момент не очень полные залы...

— Это было тогда, когда из-за гриппа были сдвинуты школьные каникулы, и мы немного промахнулись: пару раз действительно было пустовато.

— А так гастроли Попова прошли с успехом?

— Я не могу назвать это успехом, потому что мы сделали дорогие билеты, а билеты были следствием дорогой себестоимости программы. Была установка у Росгосцирка — «нам нужен Олег Попов», а к Попову, понятно, добавили хорошие, дорогие аттракционы. На цене билета это не могло не сказаться...

— Впервые в истории российского цирка у Эдгарда и Аскольда Запашных получилось сделать в Москве на Вернадского репертуарный цирк — идет сразу несколько спектаклей. Как думаете, хорошо бы это сделать на базе «Фонтанки»?

— Чисто теоретически можно, но у нас для производства собственных спектаклей не хватает внутренних площадей. Закулисная часть очень маленькая, и есть идея просить губернатора передать нам заброшенную электрическую подстанцию, которая стоит буквально на заднем дворе. Давно идут баталии вокруг нее. Если нам подстанцию передадут, то руки будут развязаны: появятся производственные площади, репетиционный манеж, дополнительные помещения для животных, для артистов, для музея...

— Без подстанции говорить о репертуарном цирке невозможно?

— Это просто исключено. Сейчас мы можем принять программу максимум до 90 человек, да и их некуда девать — артисты сидят в офисных кабинетах.

— Возле вас машину не припаркуешь...

— Эту проблему решить невозможно: мы расположены в историческом центре, и этим всё сказано. Извините, Петр Первый не предполагал, что у нас будет столько авто. Это нужно принять как данность и приезжать на такси. Парковки строить негде.

— Цирк после ремонта запустили: прошла программа Попова, дальше военная программа Марчевского к 9 мая, — зритель уже понял, что в Питер снова пришел свой цирк?

— Ажиотаж был большой, когда мы открылись, торить дорожку не надо, никто ее не забыл.

— В отличие от Москвы в Петербурге гораздо больше иностранных туристов. Вы ощущаете их присутствие в цирке?

— Иностранцы ходят, но потока нет. Это объясняется тем, что в Петербурге много топовых мест, которые туристы выбирают заранее, еще до того, как сюда прилететь. Вот еду я на неделю, мне обязательно надо посетить Эрмитаж (это один день), потом Петропавловскую крепость (еще день), фонтаны в Петергофе (два дня)... так что цирк не попадает в топ-7 главных достопримечательностей.

— А надо ли Цирку на Фонтанке пытаться влезть в топ-10?

— Конечно, надо.

— А как? Чем заманить? Тигром на афише?

— Я бы занялся не рекламой, а продуктом. Сначала нужен качественный продукт, привлекательный для туриста. Стандартный дивертисмент неинтересен уже даже нашему зрителю. А вот дальше этого туриста надо готовить еще на стадии, когда он только собирается в Питер, сидя у себя в Париже, Пекине, Токио. Именно там, а не здесь, ему надо закладывать цирк в план посещений.

— При Полунине часто возникала тема «цирка без животных»...

— Российский цирк невозможен без животных. Приведите ребенка на представление: без зверей он будет, мягко говоря, отвлекаться. Дрессура — это черта русского цирка, это наш почерк, передаваемый из поколения в поколение. Наша визитная карточка. Глупо от этого отказываться со всех точек зрения, в том числе с экономической: подойдите к кассам и послушайте, о чем люди спрашивают. «Какие в программе животные?». Вот и сейчас в программе «Салют Победы» в режиссуре Анатолия Марчевского примет участие конно-балетный театр Тамерлана Нугзарова...

Ян Смирницкий

Источник

685


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95