Ключ успеха российских преобразований – в постоянном совершенствовании кардинально новых для России способов формирования и действия властей. И в связи с этим необходимо совершенствовать избирательную систему. По всем направлениям.
Возьмём работу избирательных комиссий в момент подсчёта избирательных бюллетеней.
У нас члены этих комиссий в день голосования начинают работать спозаранку, задолго до того, как появляются первые избиратели. А завершают свою работу за полночь, совершенно вымотавшись и физически, и психологически. Причём неизвестно: примут ли протоколы и бюллетени в окружную комиссию? Поэтому люди сидят на избирательных участках до победного конца. Ведь задержка может произойти на каждой ступеньке движения информации вверх – на уровень области, Центра.
Подобная организация дела приводит к тому, что всякая попытка общественного контроля, прежде всего со стороны членов самих избирательных комиссий, воспринимается как недоверие по отношению к ним, как желание помешать их работе. Неслучайно с их стороны часто звучали требования не допускать на участки во время подсчёта голосов каких-либо наблюдателей, представителей партий, кандидатов в депутаты. Парадокс, но право присутствовать при подсчёте бюллетеней у нас сначала получили иностранные наблюдатели, а уж потом наши собственные. Даже после проведения этой нормы в закон в инструкции Центризбиркома избирательным комиссиям на местах это положение упорно «забывалось».
Ну а как проходит голосование в других странах?
Своими глазами наблюдал за голосованием в округе Файф в Шотландии во время выборов в Европарламент. Королевство Файф, как любят называть его местные жители, дало миру экономиста Адама Смита, писателя Д. Дефо, истории и драматургам – Марию Стюарт, Петру Первому – Сант-Андрюс, флаг, ставший символом Российского военно-морского флота.
Выборы в Европарламент проводились по мажоритарной системе, по одномандатным округам и правовым нормам, согласованным со всеми странами Европейского сообщества. Немаловажную роль в организации голосования в Великобритании, и в частности в округе Файф, играет, на мой взгляд… ящик для голосования. Лёгкие металлические кубообразные коробки, имеющие прорезь для бюллетеней, с крышкой, плотно надвигающейся сверху на основную часть. Они изготавливаются централизованно. Представители избирательной комиссии высшего уровня, встречая первую группу задействованных в организации выборов на избирательных участках, вручают им пронумерованные ящики с полным комплектом инструкций, списками избирателей и других необходимых аксессуаров. При этом в дальнейшем ящики, содержимое которых постоянно пополняется и обновляется, всё время на виду у всех: и тех, кто занят сбором бюллетеней, и тех, кто, представляя интересы общественности, следит за процедурой голосования. Они в центре постоянного внимания телевидения, поэтому каждый избиратель даже у себя дома видит, что происходит с содержимым ящиков.
Открытость работы – ключевая особенность организации процедуры голосования.
Другая особенность – в проверенной практикой формализованности всего этого процесса. Действуют лаконично и доходчиво написанные для каждого этапа работы инструкции.
Чрезвычайно примечательно то, что ни один из тех, кто непосредственно соприкасается с избирателями и бюллетенями, раздавая, собирая или подсчитывая их, не является штатным работником, тем более представителем администрации или партии. Они привлекаются только для проведения данного важнейшего действия.
Принципиально важно, что во время голосования работают одни, а суммированием бюллетеней заняты другие. Этим, как правило, вечером занимается молодёжь, преимущественно служащие банков, фирм, учреждений, которые действуют быстро и споро, превращая атмосферу медлительного торжества в праздничное соревнование: кто быстрее и безошибочнее подсчитает большее число бюллетеней.
Конечно, организаторами всего действа являются профессионалы, как правило, из администрации местного уровня, однако только в тех случаях, если они не имеют нареканий со стороны кандидатов.
Итак, сбор бюллетеней ведут одни, а подсчитывают их другие. Причём не на избирательных участках, а в специально отведённом для этих целей большом зале, на виду у всех: представителей партий, широкой общественности, кандидатов в депутаты, журналистов и телевизионщиков. Они находятся рядом, но за невысокими оградительными барьерами.
Обработка бюллетеней избирательного округа со всех участков происходит быстро, часа за 2–3, и заканчивается к 23 часам. Люди разъезжаются по домам. Нет ни спешки, ни суеты, ни долгих ночных бдений, интригующих граждан и соответственно пораждающих подозрения.
В первый вечер производится подсчёт только действительных бюллетеней. В некоторых случаях, в зависимости от местных условий, это допускается даже утром следующего дня.
Никто не ждёт и не торопится получить окончательные итоги. Зато процедура подсчёта осуществляется в буквальном соответствии с инструкциями, отражающими все возможные вариации, встречавшиеся в предшествующие годы. Если возникает неординарная ситуация, она разрешается несколькими экспертами.
Сортировка всех бюллетеней происходит наглядно, в подчёркнуто простой и доступной для понимания форме. Даже то, что бюллетени, упакованные в связки по 100 штук, с указанием их числа на передней специальной карточке, скреплённые резинками, укладываются в знакомые лёгкие металлические корзинки, которыми люди пользуются в больших магазинах, создаёт ощущение простоты, способствует лучшему пониманию и доверию к происходящему.
Столь же церемонно и наглядно, опечатанные всё в тех же металлических ящиках, бюллетени в сопровождении эскорта полицейских машин с сиренами через весь город доставляются под охрану в полицию. Скажем, в нашем случае они там находились с вечера четверга 9 до второй половины дня воскресенья 12 июня, то есть до момента, когда их в тех же ящиках вновь привезли в тот же зал, где прошёл подсчёт голосов уже за кандидатов непосредственно.
На тех же широких столах с бордюрами (чтобы ничто не слетало со стола) рабочие группы вновь считали и связывали в пачки по сто штук бюллетени. На этот раз конкретных кандидатов. Передняя сторона карточки у каждого кандидата имеет свой отличительный цвет. В итоге всё в тех же металлических корзинах из супермаркетов, под портретами каждого из кандидатов на возвышенной передней сцене выросли горы пачек разных цветов. Корзины с бюллетенями каждого кандидата наполнялись на глазах у всех. Телевидение транслировало это зрелище.
В ходе подсчёта голосов я счёл своим долгом поговорить с каждым кандидатом в депутаты. Ни один из них не выразил сомнения в честности подсчёта голосов, что, к сожалению, постоянно сопровождает наши выборы. Более того, после торжественного объявления итогов выборов каждый из них и представителей партий заявил об этом публично и поблагодарил всех, кто был занят в избирательной процедуре. Надо думать, это не может в последующем не влиять на дальнейшее поведение лидеров партий в отношении итогов голосования.
Мировая практика проведения выборов отражает широкий диапазон вариаций используемых процедур голосования, подсчёта голосов, подведения итогов. Во многих странах в ночь выборов результаты от каждого избирательного округа считаются «неофициальными», хотя и представляются в Центральную комиссию и прессе. Вместо подсчёта голосов в участковых и избирательных комиссиях опечатанные контейнеры с бюллетенями и другими документами после закрытия пунктов голосования доставляются в компьютерные центры города, графства, региона. Голосование в один из выходных дней и подсчёт голосов без перерыва до получения итогов голосования являются отнюдь не обязательными правовыми нормами. Уж нам-то тем более следовало бы иметь это в виду: Россия, занимающая огромную территорию, пока всё ещё не имеет технических возможностей богатых стран. А надёжность результатов, на мой взгляд, важнее нетерпения узнать результат.
В общем, не мешало бы нам позаимствовать у шотландцев то, что позволяет им на протяжении десятилетий чётко, оперативно, без срывов проводить важнейшее политическое мероприятие. Лишь чёткая организация процедуры голосования в сочетании с толковым избирательным законом позволит получить систему, которая будет способствовать продвижению к власти достойных людей, в чьих силах и способностях остро нуждается реформируемая Россия.
Можно ли использовать и будет ли работать что-либо из этого в российских условиях? Разумеется.
Исторически ключ всех бед России – бесконтрольность власти и лукавый способ её формирования. Решение проблемы требует коррекции законодательства о выборах вплоть до самой Конституции, в которой необходимо восстановление главы, касающейся избирательной системы, гарантий сохранения представительной власти и цивилизованной ненасильственной преемственности власти.
При воссоздании в России гражданского общества и настоящего народовластия не следует терять ни оптимизма, ни мужества, ни веры в собственных граждан. Но и гражданам надо понимать, что честные выборы – это не крики на площадях, а серьёзная, длительная работа.
Евгений АНДРЮЩЕНКО, доктор социологии