Интервью с Ю.В. Никулиным
Я знаю Юрия Никулина более двадцати лет! За долгие годы дружбы мы перешли с ним на ты!
- Ты хочешь взять у меня интервью для газеты "СПИД-инфо", но это я должен брать у тебя интервью, ты же автор "I00I вопроса про ЭТО".
- Автор я, но хотя и подарил тебе свою книгу, ты так ее и не прочел? Но много лет назад ты подарил мне замечательную книгу Ивана Блоха "Половая жизнь нашего времени и ее отношение к современной культуре" I9I2 года издания. Можно сказать, что ты меня подвигнул на написание "I00I вопроса про ЭТО". Значит, ты когда-то интересовался проблемами секса, сложностями интимной жизни?
- Ты задаешь мне вопрос, а сам знаешь на него ответ. Ведь за семь лет нашей с тобой работы над книгой "Почти серьезно..." ты меня просто измучил вопросами о сексе в целом, о моей добрачной жизни, все терзал меня вопросом: не встречались ли на моем пути гомосексуалисты, просил даже... сказать или не надо?
- Сказать...
- Просил меня из-за границы привезти тебе интимные картинки.
- Просил. Но ты же не привез.
- И правильно сделал. У нас одна замечательная цирковая семья возвращалась из-за границы, а на таможне вскрыли их багаж и увидели.... порнографию. Тут же письмо в главк - и артисты на несколько лет стали невыездными. А картинки-то, картинки такие, что сегодня в столице можно купить на каждом углу. Да я и сам помню: был руководителем поездки наших артистов в Швецию. Перед отлетом я прямо сказал всем артистам: слушайте, давайте от греха подальше, всякие там "Веселые картинки", не говоря уже о "Мурзилках", так я называл эротические журналы, пожалуйста, оставьте в гостиницах. Все понимали глупость времени, но что делать, приходилось считаться. А книгу Ивана Блоха, о которой ты говорил я купил в Ленинграде в I950 году у букинистов, купил чуть ли не из-под полы и с интересом прочел. Но вообще-то такую литературу нужно читать в I6 - I7 лет. А я к тому времени прошел службу в армии, фронт прошел, студию клоунады окончил и начал работать в цирке и уже был женат.
- Насколько я знаю, ты не отрицаешь важности секса в жизни человека, ты не пуританин, не ханжа: как тебе удалось сохранить свое я, ведь ты воспитывался в жесткой системе?
- У меня были замечательные родители! Им и своей жене Татьяне, это моя первая и единственная жена, мой друг, я многим обязан в жизни! Но говорить об интимной жизни, мне кажется, даже не кажется я в этом уверен, не стоит. Она потому и интимная, личная, своя, и нельзя, чтобы другие люди в нее вмешивались. Слава Богу, прошло то время, когда на парткоме или на профсоюзном собрании копались в грязном белье.
- Считают многие, что артисты вообще, а артисты цирка в частности развратны?
- Чушь это, чушь. В цирке многие работают семьями, трудятся с утра до вечера, переезжают из города в город, времени мало.Цирк, на мой взгляд, целомудрен. А мнение такое идет оттого, что на арене выступают артисты, не скрывая своей фигуры. А если фигура красивая, так почему ее нужно скрывать это же приятно - любоваться красивым телом.
- Ты за или против эротики на манеже?
- Если это действительно эротика, то есть красиво, я за. У нас был такой случай. Работала пара эксцентриков. И один из артистов прикрепил фиговый листок туда, где ему полагалось быть. Было смешно, забавно... Так начальство и высокое начальство не разрешило артисту работать в Москве, сочло, что это разврат!
- У тебя взрослый сын, есть трое внуков, как ты считаешь: половым воспитанием детей нужно заниматься или пусть сами все узнают?
- Естественно, нужно.
- В твоей коллекции много смешных сексуальных анекдотов, расскажи один из них.
- Из какой серии: "Муж в командировке", "Секс и дети","Секс и школа"?..
- На твой вкус!
- Врачу-окулисту его коллеги подарили на день рождения хрустальный глаз. Врач посморел на подарок и рассмеялся: - Представляю, что через неделю подарят нашему гинекологу!
-Ты любишь смотреть сексуальные фильмы?
- Нет. Я люблю фантастику и детективы, но в молодости, когда гастролировал за границей ,не без интереса смотрел и такие картины, но они все однообразные и быстро приедаются. Ходил я и в эротическое кабаре. Ну, там кое показывали... Это было в Германии.
- Расскажи...
- Это надо видеть! Слова здесь бессильны.
- Твое отношение к "СПИД-инфо"?
- Было бы плохим или равнодушным - не давал бы интервью! Если у газеты 5 миллионов тираж, если молодые пересказывают статьи из этой газеты, - значит, она интересная! А можно я тебе задам вопрос?
- Пожалуйста.
- Ты пишешь книгу "Я+Я" о мужском и женском гомосексуализме. Зачем тебе это надо?
- Я вспомнил анекдот из твоей одесской серии. "- Рабинович, почему вы на вопрос всегда отвечаете вопросом? - А что?"
Вот и я тебя хочу спросить: у тебя к гомосексуалистам отношение резкое, негативное, ты гомофоб?
- Ну ты даешь! Я и слова-то такого не знаю.У меня отношение к ним спокойное. Каждый должен жить так, как он хочет. Только нужно ли книгу об этом писать? Я не люблю когда, обсуждают и пишут такой-то режиссер - гомосексуалист, такая-то артистка имеет любовника и любит такую-то позу. Нужно артиста, режиссера, музыканта оценивать по тому, что он создал, а не по тому, какой он в постели и с кем спит!
- Юра, у тебя в коллекции несколько смешных клоунов с явно эротической окраской - у одного клоуна член поднимается, у другого...
- Не надо про это, не надо, мало ли что у меня есть, не раскрывай всех тайн цирка!
МГТУ, АУ!..
Месяц назад, стоя перед зеркалом, смотря на свое отражение, улыбался.
А что? Не такой и старый! Еще многое могу сделать!
Хочется сделать.
Только что позвонили из "Вагриуса" и спрашивали, когда же я сдам рукопись книги "1001 вопрос про ЭТО" для переиздания.
Там должны быть новые анекдоты - 1001 анекдот - новые тесты, новые письма, новые комментарии.
Прошло время, я по-другому отвечу на многие вопросы: уберу длинноты, сокращу повторы, расширю отдельные темы.
Но все время что-то мешало начать работу над переизданием. Нет, неверно сказал, не мешало - не было импульса, посыла... Так бывает: думаешь о чем-то, хочешь написать - и вдруг приходит ясность, садишься и работаешь.
Вот этого импульса и не поступало.
И тут, стоя перед зеркалом, я вдруг все понял... Нужно выступить перед студентами МГТУ имени Н.Э.Баумана, и тогда захочется работать.
Почему? Да потому, что несколько лет назад каждую среду я выступал перед студентами МГТУ (тогда МВТУ) и записывал все на пленку. Пленки расшифровывал, текст редактировал. Так и родилась книга "1001 вопрос про ЭТО". Тогда я начал вести рубрику "Про ЭТО" в "Московском комсомольце".
Сами вопросы, анекдоты, истории - все это возникало как бы импровизационно, а на самом деле студенты МГТУ могут считаться моими соавторами. И мне захотелось перед ними выступить. Выступлю, подумал я, получу импульс.
Позвонил. Договорились о выступлении 31 октября 1997 года.
Я продиктовал текст афиши. Попросил сделать несколько объявлений по местному радио.
Когда мы договаривались о выступлении, я предупредил: выступаю бесплатно. Ну если сотрудники Дома культуры считают, что лучше по билетам, то пусть они будут, (Вы знаете, сказали мне, если вход свободный то это скорее отпугнет студентов, чем привлечет.), но чтобы цена билета была не более 1000 рублей.
Приехал на выступление за час до начала.
Узнаю: продано только 35 билетов. А зал на 800 человек.
Что делать?
Пошел сам в радиоузел и попросил разрешения выступить. Оказалось, нужно разрешение ректора.
- Простите, - говорил я, - мне доверяет микрофон "Радио России", в прямом эфире, я выступал много раз по "Маяку", на "Эхо Москвы", не бойтесь, ничего плохого не скажу. Дайте двадцать секунд в перерыве между занятиями. Вы же просто музыку крутите.
Меня водили по нескольким кабинетам. Все внимательно слушали, сетовали на существующие порядки и не могли дать такого разрешения.
- Юдин будет против, разрешить может только ректор. А его нет.
Кто такой Юдин, я понятия не имею. А можно ли к нему подойти и поговорить?
- Нет, лучше не надо.
Час ушел на то, чтобы я все-таки получил заветные двадцать секунд для объявления о своем выступлении.
В зал пошел народ. Пришли 145 человек.
Но настроение мне сбили. Получалось так, что я выпрашивал, уговаривал, вымаливал разрешение выступить. Вот, мол, тебя не хотят, а ты настаиваешь.
Говорить в зале на 800 человек, заполненном на одну восьмую, признаюсь, было неприятно.
Но выступал. Встреча прошла нормально. Задавали много вопросов. Потом около часа говорил с теми, у кого оказались вопросы лично ко мне. Познакомился с Еленой Анатольевной. Она дала почитать свою прозу. (Уже дома понял, что имею дело с талантливым человеком.)
Но покидал МГТУ с ощущением неудовлетворенности.
Сам себе задавал вопросы.
Почему не дали несколько объявлений заранее или не записали меня на пленку и не прокрутили ее несколько раз - ведь мы за месяц определились с датой встречи?
Почему нельзя было сделать несколько объявлений, а не два невнятных и плохо намалеванных, вывешенных за день до выступления? Люди же должны планировать свое время.
Почему я унизительно упрашивал дать мне двадцать секунд для объявления по местному радио?
Да, наверное, нужно было бы обидеться за такой прием и не выступать. Сказать пару ласковых слов организаторам и уехать.
Но ведь тридцать пять человек пришли. Они-то в чем виноваты?
Говорил я, конечно, хуже, чем обычно. Я прослушал пленку и поставил себе тройку с минусом. Не было полета, раскрепощенности, не возникало ощущения единения с пустым залом. Да и могло ли оно быть? Начал говорить, а все время кто-то входил в зал, это раздражало, кто-то сел в первых рядах, кто-то в середине, кто-то на галерке, человек двадцать - на балконе. Лучше выступать в комнате на десять человек, но чтобы слушали двадцать человек.
Да, импульс не возник. Реакция вышла минусовая. Возвращался домой в чуть подавленном настроении.
День погрустил.
Но сегодня утром проснулся и сказал себе, не сердись на них, организаторов. Они виноваты? Конечно! Но и ты виноват. Разве ты не знаешь, как сегодня все происходит, когда всем до всех...
Во всех удачах благодари обстоятельства, во всех неудачах вини себя.
Нужно было, раз так хотелось выступить, зайти заранее к ректору и проректору, выпустить листовки, раздать их студентам, лично написать текст афиши, заранее договориться об объявлении, которое могли бы несколько раз прокрутить по местному радио.
Ты мог написать о своем выступлении в ФИДО, на личные страницы студентов и сотрудников МГТУ.
Ты должен был более ответственно подойти к организации своего выступления, и тогда бы зал был полным. Как в МАИ, МГУ, в педагогическом институте, где я много раз выступал.
Я не сержусь.
Почему об этом пишу?
Причин несколько. Когда поделишься с другими тем, что тебя беспокоит, становится легче. Когда проанализируешь собственные ошибки, то, возможно, не допустишь их в будущем. И последнее. Я знаю, что некоторые из пришедших на мое выступление в МГТУ заходят и на наш сервер. Хотел бы перед ними извиниться, что не все вышло так, как планировалось.
Если я напрасно занял Ваше время на чтение моего рассказа, зря, то тоже, пожалуйста, простите меня.
Уметь быть великодушным по отношению к другому, постараться его понять, право, замечательное качество.
Буду рад, если Вы сегодня познакомитесь с новыми материалами на нашем сервере, которые я представляю на Ваш суд.
Спасибо за внимание.
Удачи и радости.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян.