В российский прокат вышел космический макабр «Высшее общество» — продукт фирменной домашней кухни французского режиссера Клер Дени.
Самая знаменитая (после недавно почившей Аньес Варда) француженка-кинорежиссер по своему обыкновению ни в чем себе не отказывает и пускается во все тяжкие. Клер Дени населяет межпланетное судно компанией приговоренных к смерти преступников. Вместо казни им предложили космическую тюрьму, из которой нет возврата, и участие в эксперименте, цель которого познать законы репродуцирования в космосе и тайны энергии черных дыр. Зэкам-астронавтам запрещено совокупляться, у мужчин собирают сперму в лабораторные колбы и искусственно осеменяют молодых женщин. Но родившиеся дети мгновенно умирают, как и некоторые взрослые; трупы выкидывают за борт, и они красиво парят в безвоздушном пространстве.
Установленный на корабле-концлагере свирепый порядок поддерживает врач-надзирательница Дибс, или, как ее называют, «Шаман спермы», с длинными черными косами, в исполнении Жюльетт Бинош. Единственный, кто ставит ей палки в колеса,— Монте, самый красивый член команды, аскет по прозвищу «Счастливый монах», который не хочет расставаться со своим биологическим материалом. Доктору Дибс приходится потрудиться и прибегнуть к женским хитростям, чтобы заполучить отборное семя и оплодотворить молодую узницу.
Клер Дени, задумавшая этот проект еще в 2002 году, собиралась задействовать в нем монструозного Винсента Галло, потом Филипа Сеймура Хоффмана, но в итоге свои услуги предложил Паттинсон — и фильм от этого нисколько не пострадал, даже наоборот, на его харизме и вполне качественной актерской игре многое держится.
Вторым фактором успеха стало участие Жюльетт Бинош. Знаменитая французская актриса, одно время примелькавшаяся в заурядных коммерческих фильмах, ринулась в пучину самого радикального кино, чтобы не отстать от Изабель Юппер — и встреча с Клер Дени оказалась как нельзя кстати. Кто бы еще предложил гламурной звезде в уже не озорном возрасте прокатиться на огромном черном дилдо в специальной комнате для мастурбации.
Имя Клер Дени вошло в список ключевых режиссеров нулевых годов под почетным номером три: таков вердикт ведущих мировых экспертов. Бывшую ассистентку Жака Риветта, Вима Вендерса и Джима Джармуша, поздно дебютировавшую в режиссуре, долго рассматривали как профессионалку второго ряда. Только после появления провокационных картин «Что ни день, то неприятности» и «Красивая работа» она вышла на вершину негласной табели о рангах, а наиболее рьяные фанаты присвоили ей титул «Лени Рифеншталь нашего времени», поскольку она работает без оглядок на политкорректность. Рожденная в Африке и выросшая в атмосфере расизма (ее отец был колониальным чиновником), Клер Дени посвятила многие свои работы красоте негритянской расы — впрочем, довольно опасной для европейцев, скроенных из «белого материала» (так называется еще одна ее картина).
Снимая «Высшее общество» (в названии фильма ирония, на самом деле — высоко летающее), Клер Дени, недавно встретившая 70-летие, сумела создать занятное кино на грани китча, облагородив его атмосферой космической ностальгии и меланхолии. Естественно, главный референс тут — «Солярис» Тарковского, иначе зачем герои Дени выращивают тыквы в специальном садике и пытаются визуализировать земные воспоминания. Еще одна нить, связывающая опыт Клер Дени с советской научной фантастикой,— весьма скромное техническое оснащение и декор: как заметили рецензенты фильма, космический корабль в фильме напоминает мусорный контейнер. Так было принято и раньше: финансам и технике тесно, мыслям просторно. Насколько последнюю часть этой фразы правомерно отнести к «Высшему обществу», судить не возьмусь. Я люблю Клер Дени не за мысли, а как раз за их отсутствие. Во всяком случае, на переднем плане. Когда речь заходит о женщинах-каннибалах, невыносимой красоты чернокожих аполлонах или таинственной машине Fuckbox, уже не до мыслей.
Андрей Плахов