Я смотрю телевизор — все говорят
Похоже, телевидение выполнило свою задачу — оно создало мир абсолютной иллюзии. Или абсолютной пустоты. Яркой, подчас захватывающей, как лампочки на новогодней ёлке, но совершенно далёкой от реальной жизни миллионов и миллионов людей. Одна неправда громоздится на другую, и даже редкие проявления правдивости взаимоотношений героев в том или ином сериале утопают в повальном, безбрежном вранье так называемых форматов, где герои передач будто бы танцуют, будто бы дерутся, будто бы любят и ссорятся, будто бы шутят, а за кадром будто бы смеются. В праздничный День Победы эта неправда особенно резала глаза и слух, когда попса притворялась, кокетливо водя глазками и шевеля бёдрами, под звуки популярных мелодий фронтовых лет. Они
«Не хотите — не смотрите», — приучилось отвечать телевидение. Оно мотивирует свои действия рейтингом. Если высокий — значит хорошо. Рейтинг определяют специально подобранные социологами люди. Телевизоры у них включены практически всегда. Так нужно. За это насилие над собой они получают подарки. Может быть, это даже очень хорошие, порядочные люди, из разных слоёв общества, разных профессий и возрастов. Но им смотреть больше нечего. То, что дают, то и смотрят. И знают тех, кого показывают днями напролёт, поимённо, и знают, кто с кем спит или разошёлся, и как расчленяются жертвы, и как тот или иной будто бы уважаемый человек вляпался лет
«Больной перед смертью дышал ровно?» — спросил врач у родственников. «Да, ровненько так дышал…» — «Это хорошо…»
Можно подумать, что все, кто руководит нашими ведущими каналами, совершенно не знают людей, с которыми живут в России. Не чувствуют и не понимают. Но стоит вглядеться в их биографии, послужной список, как вроде бы должны и понимать, и чувствовать. Образованные люди. Неужели эта безумная карусель конкурентной борьбы умерщвляет в них брезгливость к порочным сюжетам, порочным лживым персонажам? А как же Бог, есть ли он в них, помнят ли они о нём не в дни величальные, когда надобно вести трансляции из храма Христа Спасителя, а в деяниях своих? Когда они приглашают на работу, доверяют место в эфире косноязычным, убогим с виду ведущим, чем руководствуются? Мол, гадости должен сообщать уродец с оттопыренными ушами? А о детстве, юности, старости — обо всём на свете — пустозвон манерный?
Если это так, то это большая ошибка. Это роковой путь. Ещё немного, и телевидение отвратит от себя людей думающих. А главное, гламуром, бредом и ложью оно убьёт доверие к информационным программам даже у тех, кто готов слушать скабрёзные пошлости «Комеди Клаба» до опупения. Ни о какой государственной политике, проводимой через самый мощный источник воздействия на людей, говорить всерьёз уже не придётся. Идеологические усилия приблизятся к нулю.
У Пелевина, так почитаемого старшими чинами нашего ТВ, взращёнными в тех же, что и он, тупиках постмодернизма, поэт-декадент с говорящей фамилией Пустота пишет стихи:
…И мчится бабочка
сознанья
Из ниоткуда в никуда.
Вольно или невольно наше ТВ именно по этому вектору мысли и бытия гонит зрителя. В никуда.
Мой знакомый третий год тщится найти деньги на экранизацию романов об адмирале Ушакове. Не получается. А работает он, между прочим, на одном из центральных каналов. Почему? Не нужно, говорят. Пару вещиц по патриотизму мы слепили, галочку поставили, что же зрителя утомлять? Ну и кто из молодых узнает теперь об Ушакове? Книг они читают мало. Проще сделать полное враньё о спецназе фрейлин Екатерины Второй или о штрафбате, каких в помине не было в годы Отечественной войны, чем рассказывать правду, которая, к слову, не менее увлекательна. Между тем денег фильм или сериал об Ушакове требует, может быть, меньше, чем якобы выживание на якобы острове в якобы океане.
…«Самый смешной фильм», «Ирония судьбы: продолжение». Посмотрите в титры. Это ТНТ, это Первый канал. Сколько рекламы, сколько восторгов по поводу кассовых сборов! Не понимаю! В первом «опусе» мне с первого же кадра показали прямо в лицо голый зад, оторвавшийся от толчка. Во втором просто нагадили в душу, похоронив светлую память о героях Брыльской и Мягкова. А
Телевидение становится чрезвычайно опасным. Миллионы людей, купивших билеты на очередные поделки телекомпаний, совсем не быдло, не бараны, не безмозглые, нет. Их просто обманули. Их обманывали «МММ», «Чара-банк» — с помощью того же самого телевидения. А теперь и оно само задурило голову, получив максимальную прибыль абсолютно безнаказанно.
И всё-таки я надеюсь, что дальше это длиться не может. Всему приходит конец. И эпохе, когда всё умение употребляется для поэтизации извращений и пошлости, тоже. Само время требует новых людей, для которых искусство или такое вот не менее ответственное публичное общение с помощью телеэфира не может существовать вне нравственности. «В каждом, в каждом, если это только не сознательные враги… в каждом русском человеке хранится в глубине живая искорка, вопрос лишь в длительности оживления трупа, реанимации духа. Один сразу открывает глаза и делает вдох, других придётся оживлять в течение долгого времени». Солоухин писал это по поводу состояния литературы, состояния умов в обществе. Но не то же ли самое можно сказать сегодня применительно к нам, сидящим у телевизоров?
Я хочу жить в нормальной цивилизованной стране. Где нормальные дороги, нормальные квартиры, нормальные зарплаты. Где уважают знания, профессионализм, искренность в отношениях. Где не берут взяток. Где милиционеры охраняют покой граждан, а не прессуют и не выдавливают деньги. Где хорошо всем, какой бы национальности и цвета кожи он ни был. Я говорю не о Люксембурге. Я о России. И телевидения хочу нормального.
Мне тридцать с небольшим. Я учился в Англии. Это к тому, что вот, мол, ворчит ветеран, дедушка преклонных лет. Нет. Мне просто органически непереносима ложь во всех её проявлениях, особенно когда она высказывается приличными с виду людьми. Особенно телевидением, перед которым беззащитны и академик, и столяр, и учитель, и комбайнёр, и стар, и млад.
Илья ВОЛОШИН