Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Взлететь над клавишами

В защиту этюдов

Этюды – еще одна нелюбимая форма в музыке, как и гаммы.  

Причина этой нелюбви в том, что этюды воспринимаются как музыкальные скороговорки – их надо пробежать, и лучше это делать, не думая, лишь демонстрируя свои технические возможности.

Оговорюсь – речь идет только об учебных этюдах, и в первую очередь, это этюды Черни, обязательные и потому особенно скучные.

Но этюды – не набор звуков в необходимой для пальцев последовательности. Эту роль играют упражнения. А этюды – это, прежде всего, простые, понятные мысли. Как правило, для их изложения используется какой-то один технический прием, который после многократного повторения запоминается рукой и слухом, и в дальнейшем, если встречается в тексте, воспроизводится автоматически. Вот это однообразие музыкального рисунка и создает ощущение скучного упражнения.

Но если вслушаться, то даже самые простенькие этюдики заговорят! Они будут стремиться к высотам или переливаться колокольчиками, они расскажут печальную историю или закружатся в вальсе. Этюд – зарисовка, и сюжет может быть выбран любой.

Темп, который кажется главной целью в этюдах, – всего лишь скорость изложения мысли.  И поэтому он складывается во многом сам по себе: когда мысль ясна, когда ХОЧЕТСЯ высказать ее.

Как-то раз одна моя ученица напела любимый этюдик (это было не занятие, а встреча), и он прозвучал так ярко, переливался такими красками, которых я сама в нем и не подозревала. А ведь я его слышала много раз. Но здесь он был другим – мелодией ее души и настроения. И это было лучшее подтверждение всему, что я думала и говорила об этюдах раньше.

Если так учить этюды, то это очень приятное занятие. Потому что в них все просто – просто для восприятия. А сложность одного или нескольких элементов легко преодолевается. И все вместе легко запоминается. И в результате – довольно быстро в руках появляется новая пьеска.

Но если этюд – это только быстрое перебирание клавиш, то его изучение становится невыносимым.

Одна моя ученица рассказывала, что в школьные годы пыталась научиться играть на гитаре, но после нескольких месяцев занятий распрощалась со своей мечтой – учитель донимал ее этюдами Скарлатти. Она так и запомнила это имя – как имя мучителя. Хотя, я думаю, композитор тут был совсем не виноват.

Мне самой этюды нравятся. И учиться на них легко. Но так как у этой ученицы само слово «этюд» вызывало отторжение, я решила показывать небольшие кусочки этюдов как упражнения. Кусочки эти быстро запоминались, легко исполнялись. И через пару занятий я сказала: «Мы разучили этюд!», и открыла ноты. Это был замечательный момент, потому что главным тут было не слово «этюд», а ощущение: «я могу сыграть целую пьеску!» С тех пор этюды стали обязательной и приятной составляющей каждого нашего занятия. Приятной – потому что в них проще разобраться, они скорее начинают получаться, чем новые произведения. Обязательной – потому что они настраивают руки и слух, и от них легче переходить к другим вещам, тем, которые требуют большего внимания.

 

Ну а темп приходит сам, со временем. Когда становится все понятно, когда руке так легко, что ХОЧЕТСЯ бежать быстрее. Бегать по знакомой дороге, уверенно чувствуя почву под ногами, зная каждый поворот – всегда удовольствие.

Алла Азарх

354


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95