Вот уж что не любят играть, так это гаммы.
Во всяком случае, их точно не любят играть в музыкальной школе. Потому что скучно. Потому что путаются пальцы. Потому что одно и то же: вверх, вниз, в разные стороны. И непонятно – зачем.
Но даже если сказать зачем, интересно не станет. В самом хождении по клавишам должен быть смысл.
Я подумала: звуки как цвета радуги. Если бы человеку дали краски, и предложили рисовать по очереди каждым цветом – пусть только полосы или какие-то пятна, то это было бы интересное занятие. И на листе появилась бы разноцветная картинка.
Каждый звук – это другая частота волны, другая краска, другое настроение.
Новая октава – те же звуки, те же краски, но только светлее (если мы поднимаемся вверх) или гуще (если мы спускаемся вниз).
Если попробовать сыграть радугу, перебирая ноты гаммы, то каждый звук будет ярким и радостным. И эти звуки даже в быстром темпе не сольются в серую картину, а будут переливаться разноцветными красками.
Но для чего все это? Для чего учить гаммы?
Гаммы нужны, чтобы научиться сначала ходить, а потом бегать по клавишам, чтобы можно было в любой момент оказаться в любой точке – добежать, долететь, чтобы все поле, вся клавиатура были в твоей власти. Гаммы нужны, чтобы понять, почувствовать разные тональности, и чтобы в каждой из них ощущать себя свободно, уверенно.
Если перед тем, как играть пьесу, сыграть гамму в этой тональности, это настраивает на нужный лад.
В любом случае, гамма – это помощник, а не мучитель.
Есть замечательная иллюстрация того, о чем я говорю – песенка из фильма «Звуки музыки».
Алла Азарх