Мне очень интересно заниматься со взрослыми – учить игре на фортепиано тех, кто мечтал о музыке в детстве, а смог вернуться к этой мечте лишь спустя годы и десятилетия.
Недавно я задумалась: а чем отличаются взрослые от детей (имея в виду, конечно, учеников)? И ответ возник тут же: в первую очередь –
ранимостью.
Взрослые, как это ни странно, более ранимы.
Неудачи, ошибки их расстраивают гораздо больше, чем детей.
А точнее, детей ошибки не столько расстраивают, сколько удивляют – как же так, ведь раньше получалось! И когда показываешь, почему не получилось в этот раз (поспешил, или играл другими пальцами, или отвлекся в мыслях), то ошибка легко исправляется и можно двигаться дальше.
Для взрослого же ошибка – чаще всего подтверждение внутренних сомнений: сомнений в своих способностях (слуха нет, память плохая), сомнений в своих возможностях (руки не те, реакции замедленные).
Правда, когда начинает получаться, когда появляется уверенность, то и радости у взрослого ученика больше – каждое новое произведение, зазвучавшее под пальцами, становится достижением, событием, а не просто еще одной вехой на пути.
Наверное, если бы взрослые не сомневались в себе, им было бы намного легче двигаться, они бы больше успевали воспринять, сыграть.
Но иногда я думаю – может быть, преодоление вот таких внутренних преград не менее важно, чем музыкальные достижения?
Чем еще отличаются взрослые?
Занятостью.
Для того чтобы найти время для занятий, это время надо иногда «вырвать» из обязательных забот дня.
И это сложно.
И для этого надо очень-очень хотеть.
И это не всегда удается.
И поэтому для того, чтобы заниматься, взрослому нужно намного большее притяжение, намного большее увлечение, чем ребенку.
А если у взрослого не получается, если он понимает, что «надо», но заниматься сложно, то обстоятельства поддержат это внутреннее нежелание трудностей – времени не найдется.
Поэтому урок для взрослого должен быть увлекательным, так же, как и для ребенка, а продолжение занятия дома должно быть притягательным.
И еще – домашние занятия должны быть легкими.
Поэтому я говорю: заниматься нужно немного, но с удовольствием, слушая звуки и радуясь им; даже несколько минут вот такого радостного слушания ценны – возникает единение с инструментом, проникновение в интонацию пьесы, и при этом настраивается подвижность и чуткость прикосновения.
Для меня в занятиях со взрослыми учениками очень важны и очень радостны моменты, когда в них проступает ребенок – с его непосредственностью, с его доверием, с его открытостью.
И тогда происходит настоящее чудо – взрослые начинают улыбаться своим ошибкам, смеяться над неудачами, а в руках появляется легкость и мягкость, и звуки начинают передавать настроение.
Получается, что занятия музыкой для взрослого человека – это не только исполнение мечты, но и возможность в какой-то момент вернуться в детство, ощутив безграничность мира и своих возможностей.
Алла Азарх