Итак, экранизация компьютерной игры. Сколько подобных успешных экранизаций Вы можете назвать? Я, если честно затрудняюсь… В памяти сплывает какой-нибудь давным-давно забытый и, кажется, совсем бессмысленный «Марио» по одноименной аркаде. Затем поначалу всерьез нашумевший файтинг “Mortal Kombat”, но быстро «сдувшийся» уже ко второй части, при том что игровые предложения все-таки развивались в лучшую сторону. Конечно, хоррор-экшны «Обитель зла» и «Сайлент Хилл». Дальше уже затрудняюсь. Когда я еще был совсем подростком, очень ждал экранизации замечательной American McGee’s Alice, которую вроде бы и обещали… Но что-то пошло не так. Что из вышеперечисленного, исключая Алису, действительно можно советовать посмотреть совсем непредвзятому зрителю? Ну, разве что хорроры – и то ведь, на любителя.
А «Варкрафт» - не хоррор. «Варкрафт» - это фэнтези. И здесь гораздо более жесткие рамки – зритель, не любящий фэнтези в принципе, скорее всего не пойдет на такое никогда. И, как бы не впечатлила меня взрывная премьера прошедших дней, я бы не стал настаивать. Зрелище и вправду специфическое.
Я, на самом деле, и в детстве в «Варкрафт» не играл. Щемительных, сентиментальных чувств не возникало. Никакой ностальгии. Фэнтэзи как литературный жанр – тоже не большой поклонник. Есть несколько произведений, к которым отношусь уважительно – та же «Игра престолов». Может быть, всеми забытое «Игроземье» Кевина Андерсона. Вот, пожалуй, и всё. Да, и, признаюсь, было бы жутко интересно, если бы кто взялся за экранизацию вселенной The Elder Scrolls. Но это, мне кажется, совсем трудно представимым – уж настолько она сложна, насыщенна и самодостаточна.
С другой стороны, фанаты сообщают, что и вселенная Warcraft насыщенна не менее, просто надо внедряться. Возможно, в этом что-то есть. И я даже преодолел начальный «порог вхождения», когда еще раздражают всяческие географическо-историческо-культурные коды, которыми нас щедро осыпают персонажи. Преодолел, смог смотреть дальше. Симпатична ли мне такая вселенная, такой мир? Ведь это главное в фэнтези, нужно не забывать… Сомневаюсь, первое, на что я обращаю внимание – это все-таки стилистика. Потому что именно из нее произрастает, например история, в той степени сложности и закрученности, в которой именно стилистика закручиваться ей позволяет. Вот мне и не по душе стилистика Warcraft. Аляповатость, цветастость, гротескность, мультяшность… которые, возможно, не резали глаз в игре (хотя, опять же, вспоминаю – именно это меня в детстве раздражало, именно по этой причине я и не стал особенно тогда с Warcraft заморачиваться), но перенос в фильм мне не кажется оправданным. Кто-то именно за этот ход хвалит, мол, какая щепетильность в художественном оформлении, как нежно идут навстречу фанатам. Но я прекращаю воспринимать историю всерьёз, когда вижу ТАКИЕ доспехи, или ТАКОГО орка (они впечатляют, да, но они все равно – мультяшные!). Помню, подобные опыт опять же в развитии графики серии Elder Scrolls – в последней тамошними дизайнерами было предпринято полное очеловечение всех тех рас, что в предыдущих частях выглядели слишком комично или даже глупо – каджиты, аргониане, норды, альтмеры, босмеры, орки. Вплоть до пятой части на них всех было просто больно смотреть, но вот с ними произошло что-то волшебное. И даже орки – самые зеленые, самые брутальные, самые карикатурные, стали такими, что мы стали верить – да, подобные существа возможны, да, они могут построить нормальное общество и вести себя как люди, восприниматься как люди, они могут быть по-своему красивы. Вот и этого бы мне хотелось от всех сказочных экранизаций, я этого не получил.
Я мало говорю, собственно, о самом обсуждаемом фильме, о его сюжете. Может быть, пока рано. Фильм все еще идет в кинотеатрах, пусть каждый сам сделает вывод. Мне интересен в данном случае феномен – возможно ли сделать сказочный, узконаправленный проект – проектом масштабным, способным понравиться любой аудитории? Если говорить объективно, движение в эту сторону есть, потому что, обходя стилистику, в плане развития сюжетных линий, постановки, исполнения – все выглядит на высшем уровне.