Как ни крути, работа занимает большое место в нашей жизни, а значит, к выбору будущей профессии стоит подходить осознанно. Делать это, поступая в университет, поздно: если ребенок впервые задумался о том, «кем хочет стать, когда вырастет», на пороге 16-летия, велик шанс разочароваться в будущей профессии и всю жизнь заниматься нелюбимым делом. Что могут сделать родители, чтобы обезопасить детей от профессионального разочарования?
Прежде всего, родители должны знать о трех ключевых возрастах для выбора профессии. Конечно, все дети взрослеют по-разному — одни быстрее, другие медленнее, — поэтому возрастные границы, о которых я расскажу, условные, и применять их к ребенку нужно с учетом его особенностей.
С 4 до 10-12 лет
Да, такой вот продолжительный период жизни ребенка, и он критически важен. Чтобы в это время он сделал шаг к выбору будущей профессии и потом в ней не разочаровался, нужно сделать всего две вещи. Во-первых, дать ребенку увидеть мир и его возможности. Во-вторых, честно и полно, без мифотворчества, рассказать о той специальности, которая покажется ребенку наиболее близкой. Это поможет сыну или дочери понять, что им предстоит в реальной жизни.
Главная миссия родителей в этот период — познакомить с возможностями, показать как можно больше отраслей и направлений. В этом помогут кружки, занятия выходного дня, тренинги и мастер-классы для детей. Ребенок должен познакомиться с максимумом профессий и предметов: узнать, что такое физика, химия и биология (конечно, в форме, адаптированной под возраст ребенка), понять, что делают инженер и пекарь.
Если ребенку неинтересно, не заставляйте его и не провоцируйте хронический стресс и нервные болезни
Дальше ваша задача — определить, что ребенку интересно, а что он бросает. Важно учитывать одно «но»: если ребенок бросает занятия из-за недисциплинированности, из серии «не хочу вставать в восемь утра и ходить в кружок» — это тревожный сигнал, который может говорить о проблемах с дисциплиной. Не оставляйте его без внимания, скорее всего, еще есть время исправить ситуацию.
Если же ребенок бросает занятия потому, что ему неинтересно, не заставляйте и не провоцируйте хронический стресс и нервные болезни. Хватит и предыдущих поколений, которых заставляли разучивать гаммы и ходить на сольфеджио. Не мучайте ни себя, ни детей, продолжайте искать, и что-нибудь обязательно найдется.
С 12 до 14 лет
Если в первый период вы все делали правильно и системно, то в этом возрасте произойдет «фокусировка» — ребенок остановит свое внимание на тех отраслях, которые его максимально привлекают. Саша поймет, что ему интересна биология, Маша погрузится в разработку компьютерных игр, а Никита захочет заняться робототехникой.
Важный нюанс — одновременно с этим наступит и подростковый возраст, когда вы, скорее всего, перестанете быть для детей авторитетом. Выход один: найти авторитетного взрослого, который станет для ребенка наставником в выбранной области.
Важно найти взрослого, который расскажет ребенку о профессии и поможет понять, подходит ли она ему
Вам наверняка известны истории о людях, выбравших определенную отрасль, потому что в школе у них были харизматичные учителя. Например, биолог, который «влюбил» всех в свой предмет и весь класс пошел поступать на биологический факультет.
Очень важно найти взрослого, который зажжет интерес к выбранной отрасли. Таким человеком может стать друг семьи, учитель в школе, преподаватель в кружке, тренер. Этот взрослый выполнит одну из важнейших задач — «поведет» ребенка по профессии, расскажет о ней, собьет с нее налет мифологии и одновременно поможет подростку понять, насколько эта сфера ему подходит.
С 14-15 лет
В это время главная задача родителя — бросить все ресурсы (временные, денежные, моральные) на то, чтобы ребенок попал в хороший вуз. Как понять, какой вуз — хороший? Ориентируйтесь на список Проекта 5-100, сотню лучших вузов России. В институтах из этого списка преподают талантливые и опытные педагоги. Но главное — в них обычно есть факультеты или кафедры, где читают лекции лучшие специалисты из тех индустрий, работе в которых вуз и обучает. Эти специалисты приходят именно для того, чтобы сформировать кадровый резерв. Поэтому, если ребенок попадет в такой институт и будет там нормально учиться, стартовая работа в хорошей компании ему практически гарантирована: компании начинают нанимать студентов уже с 3-4 курсов.
Зачем это делать? Во-первых, показать ребенку, как устроена взрослая жизнь, сориентировать его — важнейшая задача любого родителя. Во-вторых, если вы правильно проведете чадо через эти этапы, то велика вероятность, что у него не будет сложностей с трудоустройством в хорошую компанию. И это не просто отличный карьерный старт — главное, что ребенок, скорее всего, никогда не испытает разочарования в выбранной профессии.
Алёна Владимирская