Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

«Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей...»

Москва на Фестивале молодёжи и студентов 1957 года

ВВЕДЕНИЕ

Московский фестиваль, ставший важнейшим событием для советской (и не только) молодежи, прошёл с 28 июля по 11 августа 1957 года под лозунгом «За мир и дружбу».

Прежде всего, следует упомянуть, что сама идея проведения Всемирного фестиваля молодежи зародилась после Второй мировой войны, укравшей молодость у миллионов людей. Впервые эта идея воплотилась в реальность в Праге в 1947 г., где собралось 17 тыс. человек из 71 страны. Организаторами первого фестиваля были Всемирная федерация демократической молодежи, основанная в 1945 г. в Лондоне, и Международный союз студентов, созданный в 1946 г. в Праге.

В последующие годы фестивали проходили раз в два года в столицах стран Восточной Европы: Будапешт (1949), Берлин (1951), Бухарест (1953), Варшава (1955). На V фестивале в Варшаве у фестиваля появился свой лозунг «За мир и дружбу». В нем отразилось стремление к объединению всех молодежных организаций мира и вера в примиряющую силу дружбы, способную укротить любые войны, чтобы не допустить повторения «кражи молодости».

В других странах позже лозунг уточнялся и дополнялся, например, в Софии (IX фестиваль, 1968) он был таким: «За солидарность, мир и дружбу!», «За антиимпериалистическую солидарность, мир и дружбу!» – так звучал лозунг фестивалей в Берлине (X фестиваль, 1973), Гаване (XI фестиваль, 1978).


Логотип фестиваля


Голубь мира — символ Фестиваля

ХОД И МАСШТАБ ФЕСТИВАЛЯ

Московский фестиваль 1957 года стал шестым по счёту. Он был масштабным по всем параметрам. Его участниками стали 34 000 человек из 131 страны — такого количества гостей впоследствии не принимал ни один из подобных фестивалей. За время фестиваля было проведено более восьмисот разнообразных мероприятий: от концертов и спортивных состязаний до встреч радиолюбителей и филателистических выставок.

Именно к фестивалю в Москве были построены гостиничный комплекс «Турист» и гостиница «Украина». Свое название в честь международного движения за мир в 1957 году получил проспект Мира. Одна из улиц Москвы была впоследствии названа Фестивальной. Для свободного посещения были открыты Московский Кремль и парк Горького. Во время фестиваля в Москве появились знаменитые венгерские автобусы «Икарус», специально к нему были выпущены автомобили ГАЗ-21 «Волга» и «Рафик» — микроавтобус РАФ-10 «Фестиваль».

Масштабность такого события неудивительна: фестиваль был одним из первых моментов открытого общения советских людей и иностранцев. В Москву приехали студенты из самых разных стран мира. Присутствовали даже граждане США, считавшихся тогда главным политическим антагонистом СССР.

 
 
 

«Я помню, как светлыми ночами на мостовой улицы Горького стояли кучки людей, в центре каждой из них несколько человек что-то горячо обсуждали», – рассказывал один из очевидцев Фестиваля. «Остальные, окружив их плотным кольцом, вслушивались, набираясь ума-разума, привыкая к самому этому процессу — свободному обмену мнениями».

 
 
 

Об атмосфере фестиваля и ярких событиях тех дней ярко писал в своей книге воспоминаний «Козёл на саксе» участник VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, ставший впоследствии известным музыкантом и джазменом Алексей Козлов:

 
 
 

«Атмосфера фестиваля, несмотря на его строго предусмотренную регламентированность, оказалась лёгкой и непринуждённой. Энтузиазм был неподдельный, все было замешано на лозунге «Мир и дружба», повсюду из громкоговорителей звучала музыка и песни, специально приготовленные к этому событию, типа «Мы все за мир, клятву дают народы…» или «Если бы парни всей Земли…». Вся Москва была завешана эмблемами, плакатами, лозунгами, изображениями Голубя Мира Пабло Пикассо, гирляндами, иллюминацией. Фестиваль состоял из огромного числа запланированных мероприятий разного типа и простого неорганизованного и неподконтрольного общения людей на улицах в центре Москвы и в районах нахождения гостиниц, где были расселены гости».

 
 
 

В стране начало распространяться влияние атрибутов зарубежной культуры и стиля жизни. Именно благодаря Фестивалю советские люди узнали про музыкальное направление рок-н-ролл, кеды, джинсы и бадминтон. Также на фестивале было показано огромное количество зарубежных фильмов.

Церемония открытия фестиваля прошла от ВДНХ (тогда ещё ВСХВ) до стадиона Лужники. Фестиваль имел довольно насыщенную программу, в которой были задействованы различные культурно-досуговые учреждения Москвы. В кинотеатре «Ударник» был проведён Международный кинофестиваль, в рамках которого было показано около 180 различных кинофильмов из 30 стран. Большинство из них менее пяти лет назад отнесли бы к запрещённому кино. Состоялся показ японского фильма о последствиях сброса атомной бомбы на Хиросиму.

В Парке Горького проходила выставка абстрактного искусства. Особенно широко было представлено творчество Джексона Поллока, который имел мало общего с канонами соцреалистической живописи. К слову, критики Поллока не только в СССР, но даже на Западе. В 1959 году заголовок «Reynolds News» говорил следующее о картинах Поллока: «Это не искусство — это шутка, причём дурного вкуса».

Но вернёмся непосредственно к Фестивалю. Студенты много обсуждали запрещённое ещё недавно авангардное искусство. В Москву приехал известный мексиканский художник Диего Ривера, который был идейным троцкистом. Творчество Риверы также было крайне странным для сторонников канонов соцреализма. Оно отображало разные аспекты жизни Мексики, а также мексиканский фольклор.

Представленные картины вышеперечисленных художников обозначались как «современное прогрессивное искусство».

 
 
 

«Занятие современным западным искусством еще казалось тогда делом небезопасным. Мало кто из искусствоведов занимался XX веком, а кто занимался, очевидно, не хотел рисковать. Поэтому меня в числе других сотрудников нашего музея командировали на работу в выставочных помещениях Всемирного фестиваля молодежи и студентов», – пишет искусствовед Игорь Голомшток в своих «Мемуарах пессимиста».

 
 
 

В разных павильонах Парка Горького размещалось искусство разных стран. Были представлены такие течения, как сюрреализм, импрессионизм. Даже символ фестиваля – летающий голубь – был нарисован авангардным художником Пабло Пикассо.

Тем не менее, в Доме Архитектора состоялось собрание художников и архитекторов, на котором было заявлено: «абстрактное искусство не имеет будущего, оно чуждо и непонятно народу». До знаменитого разгрома Хрущёвым выставки авангардистов оставалось 5 лет.

Особое место в программе фестиваля занимали концерты представителей молодёжи из разных стран мира, также визиты иностранных делегаций. Впервые за долгое время жители СССР получили возможность увидеться с огромным количеством иностранцев. Многие делегации студентов выступали с концертами национального искусства. Среди них были представители Венгрии, Испании, Болгарии, Италии, Великобритании, Индонезии и многих других. Также на национальных концертах выступали молодые исполнители из разных стран.

В различных местах Москвы проходили международные семинары студентов различных специальностей.


Фото: Л. Бордуков, ТАСС

На Международной выставке художественной фотографии были представлены фотографы и фотохудожники более 30 стран. Международная выставка изобразительного и прикладного искусства прошла в Парке Горького.

Резюмируя программу, можно сказать, что Фестиваль 1957 года неспроста вошёл в нашу историю как эпохальное событие. Всего за две недели фестиваля было проведено свыше 800 различных мероприятий, что невообразимо для такого небольшого количества времени. Эти мероприятия посетило практически всё студенческое население Москвы.

На Фестивале было не только большое количество иностранцев, но и большой спектр иностранной культуры, который не мог не привлечь молодёжь. Также благодаря фестивалю советские граждане познакомились со многими иностранными товарами, которых ранее практически не было.

Как пишет кандидат исторических наук Анна Хорошева в своей статье «Песню дружбы запевает молодежь. Фестиваль молодежи и студентов 1957 г. в Москве», «Фестиваль молодежи и студентов дал мощный импульс черному рынку импортных товаров в Советском Союзе». Она также подмечает, что «фарцовка и фарцовщики никуда не исчезли и после отъезда участников фестиваля, продолжая существовать благодаря гидам, переводчикам, таксистам, морякам…»

Именно после Фестиваля стала развиваться отрасль фарцовки, которая будет сопровождать жизнь советского общества практически до распада СССР. Также развитию фарцовщиков будут способствовать представители профессий, имеющих отношение к работе за границей: журналисты-международники, дальнобойщики «Совтрансавто» и многие другие, привозящие из-за границы различные вещи, недоступные большинству населения СССР.

Без Фестиваля молодёжи и студентов не появился бы ещё один элемент нашей повседневной жизни. Была создана Молодежная редакция на телевидении, проведена викторина «Вечер веселых вопросов», из которой позже родилась знаменитейшая телевизионная игра КВН. «Вечер весёлых вопросов» был организован по образцу передачи из Чехословакии «Гадай, гадай, гадальщик». Для советского телевидения эта идея была новой. Впервые в передаче наравне с телеведущими участвовали и зрители.

Конечно же, стоит упомянуть и то, что в период фестиваля Москву накрыла настоящая «сексуальная революция». Молодые девушки охотно знакомились с иностранными гостями, заводили с ними быстротечные романы. Создавались целые дружины по борьбе с этим явлением. Они выезжали на московские улицы ночью и отлавливали такие парочки. Иностранцев не трогали, а вот советским барышням приходилось несладко: дружинники состригали им часть волос ножницами или машинками так, что девушкам ничего не оставалось кроме как полностью постричься. Спустя 9 месяцев на свет начали появляться будущие темнокожие граждане Советского Союза. Их так и называли – «Дети Фестиваля».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Фестиваль молодёжи и студентов 1957 года был настоящим фурором для советского общества. И не только для Москвы, которая испытала наибольшее культурное влияние от иностранных делегаций в силу очевидных причин. Диссидентское движение, отечественная рок-культура, неофициальное (после разгрома Хрущёвым выставки авангардистов) советское искусство – эти и многие другие явления, охватившие всю страну, были порождены именно московским фестивалем 1957 года. Впоследствии в Москве прошли ещё два подобных фестиваля — в 1985 и 2017 годах. Но того размаха и ажиотажа они уже не имели.

Никита Бондарович

287


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95