Когда мне звонит Павел Вячеславович Померанцев, даже если он сообщает не всегда радостные известия (
Хоть и нудит вечно Павел Вячеславович: всё плохо, всё ужасно, я скверно работаю, у меня ничего не получается, надо делать всего больше, быть строже… —
Максим Андреевич Меньшиков — более сдержанный человек. Как ни спросишь его о делах: всё хорошо, всё нормально, всё замечательно, всё по плану.
И лишь потом напишет письмо с подробным анализом (он аналитик по духу) — и понимаешь: на фирме образовались узкие места, то в одном направлении, то в другом.
Сочетание заместителей с разными характерами — это хорошо: один дополняет другого.
Павел Вячеславович позвонил мне и сказал, что заедет за мной. И мы вместе отправимся на продолжение записи книги «Учимся говорить публично» на радиостанцию.
По дороге мы обсуждали, как лучше провести сегодняшнюю запись. Казалось бы, всё привычно: студия, микрофоны, звукорежиссёрская. За пультом — Александр Александрович Казаков. Но поначалу всё шло со скрипом.
То оговорка, то не очень понятно произнёс слово, то начал говорить слишком громко, то сбиваюсь с ритма…
Через каждые три-четыре минуты Павел Вячеславович меня останавливал и просил переговорить текст.
— Владимир Владимирович, — слышу я в наушниках голос Померанцева П.В., — ну настройтесь, пожалуйста, ну будьте спокойнее, раскованнее, добрее по голосу… От вашего рыканья ученики, которые будут слушать нашу книгу, испугаются вас, вы на них слишком давите. Пожалуйста, помягче…
Я не злюсь, а стараюсь прислушаться и выполнить все режиссёрские указания Павла Вячеславовича.
Минут через двадцать вошёл в ритм, и меня всё реже и реже останавливал Павел Вячеславович, пока я не дошёл до слова «перспектива».
Перспектива!
Казалось бы, простое слово. Тысячу раз его произносил правильно. А тут вдруг запнулся и сказал: «преспектива». Нужно переговорить.
Проще простого — переговорить одно слово. А я начал запинаться. Как только не искажал это слово! Прешкептива, приспектива, пёрспектива… Сто раз произносил слово — и каждый раз неправильно. Сто ошибок…
Слышу, в звукорежиссёрской Павел Вячеславович Померанцев и Александр Александрович Казаков заходятся от хохота. А я злюсь. Запнулся на одном слове — и ступор наступил.
Злюсь сам на себя — и ничего сделать не могу.
Объявил перерыв на обед. Пошли обедать.
После этого дело пошло лучше. Медленно, но с меньшим количеством ошибок. Реже переговаривал текст, и мы потом, когда я очень устал говорить, решили заняться монтажом. Часа два монтировали.
В восемь вечера студию покинул.
А из дому провёл прямую трансляцию. Тема простая и сложная одновременно. Я задал вопрос: для чего мы живём?
Собралось на прямую трансляцию чуть больше двадцати человек. На мои вопросы отвечали охотно.
Живём мы для детей.
Живём для того, чтобы получить больше удовольствия в жизни.
Живём для себя.
Живём, чтобы оставить память о себе.
Живём, потому что нам подарили жизнь родители, и не нужно, мол, думать над этим вопросом — для чего?..
Некоторые участники нашего чата признавались, что никогда не задумывались по этому поводу и ответить на вопрос не могут.
Я всех подвёл к одной мысли — что живём мы для радости, которую хотим получить. Радость нам дают дети, наша работа и сам процесс жизни. И в конце, как всегда, произнёс свою фразу:
— Человек — это возможность, а жизнь — это творчество.
Живём мы, чтобы понять свои возможности, развить их. И каждая жизнь — это своеобразный эксперимент. Если мы будем стараться проявлять во всём, чем мы занимаемся, творчество, то жить станет интереснее.
Естественно, всё это я свёл к программе «СОЛО на клавиатуре», «Гимнастике души» и призвал всех, кто ещё не проходит «СОЛО», проходить: скачать нашу версию, получить лицензию и начать заниматься.
Я не лукавил, нет. Я говорил искренне, ибо я уверен, что наша программа действительно развивает человека.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. А для чего мы живём?.. Такой простой вопрос — и такой трудный вопрос. Если каждый из нас сможет на него ответить — жизнь станет легче.
«С самого начала надо определить свое место в жизни, чтобы не уподобиться маятнику». Фрэнк Херберт