Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

"Я вас услышал": названы фразы, по которым можно распознать телефонных мошенников

Как сейчас выглядят главные схемы "разводок"

«Здравствуйте, это служба безопасности банка», «Подозрительные операции по вашему счету», «От вашего имени поступила заявка на кредит», «Ваш сын попал в беду» — редкий россиянин не получал телефонные звонки подобного содержания. Хотя многие люди понимают: это фразы мошенников, не нужно вступать с ними в диалог, однако в 2022 году россияне все-таки потеряли от телефонного мошенничества 14,2 млрд рублей. Эксперты рассказали «МК» о новых схемах «разводки» и дали советы, как им противостоять.

Самое важное, что приходится учитывать в 2023 году: прежние методы выявления телефонных и интернет-мошенников не обязательно работают. Специфический говор и просторечие вроде «я с отдела безопасности старший следователь» — не обязательно будет присутствовать у звонящего. Фамилия, имя и отчество мнимого «капитана юстиции Козлова» могут быть вполне реальными, «пробиваемыми» по официальным сайтам ведомств. Наконец, мошенникам могут быть известны о вас некоторые подробности, которых не найдешь в открытом доступе, — на то и профессионалы.

Впрочем — возможно, к счастью — сами принципы и основные «сюжетные пружины» мошеннических схем остаются прежними (потому что именно они и помогают выманить деньги, персональные данные или коды доступа к онлайн-банкам). А значит — вполне можно, сжав волю в кулак и не поддаваясь эмоциям, распознать и должным образом встретить аферистов. К чему и нужно стремиться.

Вложите ваши денежки

Самых популярных способов обмана — три. Первый: предложение заработать, перепродавая акции на бирже. Жертву заверяют, что до этого она жила в нищете, занимаясь рабским трудом. А вот теперь, тратя в день по 15–20 минут, можно сколотить миллионы.

Жертве предлагают открыть личный торговый счет и положить на него некоторую сумму. С самого начала аферисты специально запрашивают не очень много, 100–150 долларов. Дескать, посмотрите, сколько станете зарабатывать, а потом решите, продолжать вам торговать на бирже или нет.

После того как жертва кладет деньги на совершенно посторонний счет, мошенники просят прислать им скрин чека об отправке средств на Whatsapp или в другой мессенджер. Убедившись, что жертва действительно отправила деньги, мошенники «рисуют» ее в так называемом «личном кабинете».

— Очень много с Украины звонят, — говорит адвокат по уголовным делам Вадим Макшаев. — Наши тоже «работают», но они в явном меньшинстве.

Как рассказал на условиях анонимности сотрудник спецслужб, в одном только Днепре (бывший Днепропетровск) работают до тысячи мошеннических кол-центров. Есть подобные конторы в Киеве и Харькове, поскольку жители этих городов тоже хорошо владеют русским.

Тем не менее у мошенников есть серьезный минус — говорок-то не скроешь. Поэтому даже удивительно, что россияне не всегда понимают, кто им звонит. Москвичи или питерцы, от лица которых обычно говорят злоумышленники, уж точно не будут хэкать, ошибаться в ударениях (средствА) и склонениях (договорА), а еще не станут «наводить примеры» и «так же само», сообщать клиенту «ЗА его счет» (вместо «о проблемах со счетом»).

«Фиксирую информацию», «я вас услышал», «пластиковые продукты» (так аферисты почему-то называют банковские карты), «сегрегированный счет» — эти фразы прописаны в так называемом скрипте, алгоритме, по которому работают мошенники.

Такие совсем не русские словечки и обороты вылетают из ртов «звонилок» как из рога изобилия. 90 процентов мошенников допускают эти ошибки. Остальные десять «палятся», как только «жертва» начинает припирать их к стенке — например, просит назвать адрес офиса или реку, на которой находится Пресненская набережная. (Аферисты любят говорить, что сидят в «Москва-Сити», на Пресненской набережной.) А уж назвать, в каком крыле башни «Федерация» располагается их контора, задача для аферистов совсем непосильная.

— Мало кто из мошенников умен, образован и опытен. В основном в кол-центрах «трудится» молодежь 20–25 лет. Им главное — хорошо «работать языком», не давая «клиенту» очухаться, — рассказывает москвич Михаил, несколько месяцев изучавший схему обмана. — Однажды мне попалась совсем юная аферистка — возможно, даже школьница, и я решил «развести» ее саму. Сказал, что отправил 15 тысяч рублей, и послал скрин поддельного чека, практически неотличимого от настоящего. Через несколько минут в моем «личном кабинете» отобразилась сумма в 150 долларов. О чем это говорит? О том, что мошенники сами пишут любые цифры. Захотят — нарисуют хоть миллион. Деньги же на самом деле уходят совсем в другое место.

Михаил рассказывает, что мошенники в последнее время все чаще выходят на криптобиржу (уже реальную) и заключают сделки. Развели «клиента» на 15 тысяч рублей — значит, покупают криптовалюту на 15 тысяч рублей.

Но процесс общения жертвы с мошенниками не заканчивается на этапе перечисления денег. Основное «раздаивание» начинается через несколько дней. «Я общался с людьми, которых обманули. У них через несколько дней в «личном кабинете» сумма невероятным образом вырастала со 150 долларов до 220–250, и мошенники предлагали жертвам пополнить счет еще, например, на 50 тысяч рублей, чтобы те «зарабатывали» в несколько раз больше. Ничего не подозревающие люди так и делали, мошенники покупали очередную порцию криптовалюты, а циферки в «личном кабинете» жертвы росли и росли».

Аферисты водят «клиента» за нос до тех пор, пока тот не захочет обналичить «заработанные» деньги. Разумеется, сделать это невозможно. Обратной связи с кол-центром у жертвы нет. Тут-то человек понимает, что его «развели». Но уже поздно.

Нас пугали тюрьмой

Второй популярный способ обмана — припугнуть человека на том конце провода, что его родственник совершил уголовное преступление. Эта схема — самая старая, ее уже мало используют. «У меня был клиент-пенсионер, которого мошенники поймали на этой схеме, — заявили, что сын сбил человека на автомобиле, и потребовали серьезную сумму, чтобы замять дело», — рассказывает Вадим Макшаев. Если в такой схеме участвуют злоумышленники-россияне, выйти на них не то чтобы просто, но, во всяком случае, реально. Адвокат выиграл дело.

Иногда схема такого типа начинается более невинно: так, москвичке Анне, недавно лежавшей в больнице одного из соседних регионов, позвонили, а затем при помощи мессенджера выслали «повестку» на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу, в противном случае угрожая принудительным приводом. Имя следователя, указанное в «документе», было реальным — правда, судя по открытым данным, служит этот подполковник юстиции не в Москве, а в Чеченской Республике. В телефонном разговоре мнимый правоохранитель заявил, что ему нужны показания о «прохождении лечения в другом регионе», не назвав конкретную область, — и сказал, что с радостью проведет опрос на дому, приехав по адресу (по состоянию здоровья приехать на допрос Анна не могла). Звонок на «горячую линию» ГУ МВД Москвы для прояснения ситуации дал однозначный результат: это мошенники, игнорируйте все звонки и радуйтесь, что они не успели выманить у вас деньги.

— Главный признак того, что это обман, — мессенджер: ни один госслужащий не будет рассылать официальные документы, в том числе повестки, на Whatsapp, да и в любой другой мессенджер, для этого существует почтовая связь, — пояснил «МК» собеседник в столичном угрозыске. — Откуда у мошенников информация о лечении пациентки в другом регионе — интересный вопрос; скорее всего, данные «сливают» коммерческие службы «скорой помощи», одна из которых перевозила ее в Москву.

Смертельный «финансовый номер»

Третий «развод»: жертве звонит опять-таки «полицейский» или «сотрудник службы безопасности банка» и сообщает, например, что «третьи лица взломали его личный банковский кабинет» (вариантов может быть несколько — о них ниже). Поэтому требуется немедленно снять все деньги со своего счета и перевести их на «безопасную финансовую ячейку» или «резервный счет».

«Резервные счета» принадлежат так называемым дропам — живущим в России помощникам мошенников, которые имеют несколько карт российских банков, куда жертвы и переводят деньги. Стоит ли говорить, что если человек верит звонящим и выполняет их указания, своих денег он больше не увидит. Дроп берет за свои услуги 20–30%, остальные деньги уходят аферистам.

По каким ключевым словам при таком способе развода можно понять, что вам звонят мошенники?

«Касаемо» (в лучшем случае «касательно»), «сегодняшним днем», «финансовый номер» (так в соседней стране называется номер телефона, привязанный к банковской карте или к порталу госуслуг; в России банковские и государственные служащие не употребляют слово «финансовый» — говорят просто «номер телефона»).

Как правило, именно с этих слов аферисты начинают свой спич: «Здравствуйте, я звоню вам касаемо вашей заявки, поданной сегодняшним днем на изменение финансового номера. Вы подтверждаете свою заявку?».

Такой зачин у мошенников, пожалуй, самый распространенный. Не пытайтесь продолжать разговор, сразу же кладите трубку — ничего доброго от звонильщиков вы не получите.

Мошенники выспрашивают у жертвы максимум сведений: возраст, место проживания, где и кем работает, доходы, сбережения, состав семьи, имеет ли понятие о финансовой сфере, а если повезет, то еще и данные паспорта.

«Допрос» идет по хитрой схеме: аферист заявляет, что хочет познакомиться с потенциальным «партнером», и как бы невзначай задает вопросы:

«Вы так хорошо разбираетесь в этом — у вас, наверное, экономическое образование? Нет? А какое?»

«Мне кажется, вы хороший папа! Сколько у вас детишек? Наверное, учатся в частной школе?»

Единственное, по поводу чего мошенники спрашивают напрямую, — возраст и гражданство: главное, чтобы не украинское. И дело не в патриотизме, хотя на него тим-лидеры, обучающие аферистов тонкостям «бизнеса», охотно давят: дескать, врага нужно наказывать. Отнял у российской бабушки пенсию или «раздоил» предпринимателя — поддержал ВСУ.

На самом деле мошенники были бы не прочь обирать и граждан своей страны, да только местные правоохранители в этом случае быстро пресекли бы их деятельность: валом пошли бы жалобы, и силовикам пришлось бы принимать меры. А вот если работать на территории других государств, наказания нет никакого. Ни из России, ни из Казахстана, ни из Германии, ни из Израиля или США руки полиции в Днепр не дотянутся.

«Почему вешаешь трубку?»

Всячески кошмарят несчастных жертв лжесотрудники ФСБ и полиции, не разрешая прерывать с ними связь, заставляя часами висеть на телефоне. Могут наорать, если чувствуют, что клиент не хочет выполнять их указания, пригрозить уголовным наказанием и приездом ОМОНа.

— Когда звонит настоящий следователь, он никогда не запугивает с первых же слов, как это делают мошенники. Точнее, следователи вообще никогда не запугивают, они всегда говорят по-человечески, — говорит Вадим Макшаев. — Следователи не будут сообщать по телефону суть дела, они попросят приехать человека лично по такому-то адресу в такой-то кабинет. Даже если человек начнет интересоваться, что случилось, следователь не станет говорить. Но он не будет грубить собеседнику, а еще раз мягко попросит подъехать в управление.

А вот мошенники накидываются с места в карьер: «Вас беспокоит главное управление МВД (ФСБ, Следственный комитет и т.д.). Вы проходите подозреваемым (потерпевшим, свидетелем и т.д.) по статье 159 «Мошенничество», часть 2-я (3-я, 4-я...)». Любопытно, но эта статья у мошенников — любимая. При этом они любят говорить, что телефонный разговор записывается, но это неправда, нет у них такой техники.

Вадим Макшаев вспоминает, как недавно был с коллегой-адвокатом в компании, рядом находился майор отдела, занимающегося экономическими преступлениями и борьбой с коррупцией. И тут у коллеги-адвоката раздался звонок. На том конце трубки представились капитаном полиции, и началась «разводка». Коллега только вздохнул: «Опять украинцы хулиганят». И предложил мошеннику поговорить с настоящим майором, но тот отказался.

— Помню, как мошенник никак не мог меня уговорить снять деньги со счета и перевести их на «резервный». Я сама сотрудник банка и сразу поняла, что мне пудрят мозги, — рассказывает Анна из Саратова. — На глазах из обходительного и учтивого собеседника мошенник превратился в раздраженного, злобного мужика и закричал, что прямо сейчас вызовет по моему адресу КОРД. Если кто не знает, на Украине это — аналог российского ОМОНа. Поняв, что прокололся, отключил связь.

Еще одна любопытная вещь в регламенте кол-центров: мошенник должен удерживать жертву не меньше десяти минут. Считается, что за это время «клиенту» можно внушить все что угодно. Кроме того, даже если человек не ведется на развод, «звонилка» не имеет права первым класть трубку. Закончить разговор может только «жертва». Если мошенник отключается сам — получает штраф. Но самое позорное наказание для афериста — в случае постоянных неудач тим-лидер забирает у него стул, и остаток смены он работает стоя.

Звонят «днепровцы» в основном по ip-телефонии. Так можно задать любой номер и даже подменить официальный. Как рассказал сотрудник крупной сотовой компании, аферисты способны позвонить как будто бы из банка, отделения Управления внутренних дел и т.д. При этом они любят говорить жертве: посмотрите на номер, он принадлежит такой-то структуре. Человек смотрит — и в самом деле, перед ним официальный номер.

«Услуга по подмене номеров стоит недешево, — продолжает собеседник, — и ею пользуются только кол-центры, которые обирают людей по-крупному. Таких, по моим данным, несколько десятков».

За клиентские базы мошенники борются между собой

Вадим Макшаев признается, что сам однажды попал в неприятную ситуацию, находясь за рулем. Движение было сложным, адвокат следил за дорогой и автоматически ответил на звонок с незнакомого номера. Ему сказали про серьезные проблемы с банковской картой. «В первую же секунду я понял, что это мошенники, но они предложили прислать мне смс-сообщение с официального номера банка и действительно прислали, причем с эмблемой банка! — вспоминает Вадим Макшаев. — Больше того — смс попало в ту же папку, куда прежде прилетали все официальные сообщения банка». Адвокат перезвонил в банк, но консультант сказал, что из банка ему не звонили.

— Из банков давным-давно никто не звонит, — говорит другой адвокат по сложным уголовным делам, Вадим Родин. — Банк может прислать смс-сообщение или письмо на электронную почту с предложением, например, кредита. Меня мошенники забавляют, я могу посмеяться над ними, потянуть их время, чтобы они меньше людей обманули. И я стараюсь первым не давать отбой — они сами отключаются. Кстати, я не рекомендую играть и на реальных биржах. Сейчас там неразбериха из-за санкций. Многие мои знакомые, которые играют на бирже, говорят, что рынок ходит ходуном, прибыли нет.

Вадим Родин рассказал «МК», что ему тоже недавно звонил один товарищ, спрашивал данные паспорта, интересовался, в каких учреждениях он показывал свои документы, не снимали ли с них ксерокопии.

— Я мошеннику сразу сказал, что 25 лет работаю адвокатом, — говорит Вадим Родин. — Он еще немного «подергался» и повесил трубку. Мошенники раньше были тонкими психологами, а сейчас настолько тупые, что даже не готовятся перед звонком «клиенту». Возможно, дело в том, что раньше мошенничали единицы, а сейчас — десятки тысяч людей. Мне этот товарищ прочел с листа, что там он должен был прочитать, — без выражения, монотонно, потом стал хамить. Когда я начал задавать ему вопросы, он ответил, что здесь вопросы задает он.

Но, с другой стороны, у мошенников увеличилось и количество баз, в которых содержатся не только паспортные данные и номера карт клиентов банков, но даже сведения о размере кредита, который предлагает банк, вплоть до рубля. Все это у них есть. Злоумышленники воруют базы в банках и других учреждениях, покупают в Даркнете. За хорошие клиентские базы среди владельцев кол-центров идет настоящая борьба.

— Несколько лет назад я оплатил занятия в фитнес-клубе картой через телефон: написал в специальную форму номер карты, код. После этого мне начали названивать якобы от имени сотрудников фитнеса, разведывать подробности моей жизни. На заднем плане у них идет шумовой фон — дескать, все в работе, какие-то обрывки разговоров слышны, — продолжает Вадим Родин. — Если звонят якобы из полиции, из Следственного комитета, из ГИБДД и т.д., всегда нужно выдвигать встречное предложение: вызывайте повесткой — там и поговорим. Что касается подменных номеров, мне все равно, с каких телефонов мне звонят, хоть из Кремля.

Психология на грани чуда

Почему люди верят мошенникам и переводят им деньги (к переводу сводится фактически любая мошенническая схема)?

— Многим кажется, что на такие уловки попадаются недалекие люди, которые не смотрят телевизор и не в курсе, что происходит вокруг. Но сводка новостей показывает обратное: мошенникам переводят свои деньги и люди, имеющие образование, — комментирует писатель, шаман Карагай. — Нельзя сказать также, что чаще попадаются старики — молодежь тоже ведется на звонки и сообщения, так что ответ «потому что глупые или пожилые» будет неправильным. Скорее жертвой мошенника рискует стать тот, кто в момент звонка находится на пике стресса. Если человек уязвим, он напрочь отключает критическое мышление и слепо делает то, что ему велят. В этот момент мозг человека не понимает, что такое деньги, что такое 10 тысяч, 50 или миллион. Он получает сигнал об опасности, и тут же следует подробная инструкция (от мошенников), как этой опасности можно избежать. Срабатывают нейромедиаторы: беги, делай, спасайся, и под их влиянием человек технично, не отдавая себе отчета, выполняет поэтапно все, что ему говорят.

Как не реагировать на звонки мошенников?

— Просто — не реагировать, — отвечает Карагай. — Не отвечать на незнакомые номера, ни в коем случае не переходить по ссылкам в сообщениях, даже если они кажутся вам знакомыми. Сейчас есть приложения, где искусственный интеллект и разные алгоритмы определяют сомнительные номера и не дают им пробиться к вам. Конечно, бывают ситуации, когда мы можем потерять телефон или просто садится батарея, и мы звоним с чьего-то, но здесь лучше заранее договориться о каком-то кодовом слове или фразе, с которой будет начинаться сообщение, чтобы можно было сразу понять, что пишут свои.

Кроме того, банки никогда не будут выпытывать у вас кодовые слова или цифры с обратной стороны карточки. Зачем им это? У них все ваши данные есть, вы их дали во время заключения договора. Ну а банковские программисты используют свои программы, в которых эта информация не нужна вообще, там свой язык и код. Все логины, пароли, цифры — для вашего успокоения, но не для систематизации работы банка и безопасности счетов.

Прежде всего мошенники жестко ограничивают жертву по времени. В режиме дедлайна способен адекватно себя вести далеко не каждый человек, поэтому это будут слова «срочно», «немедленно», «быстрее», «сегодня». Важно поступить ровно наоборот: остановиться, выдохнуть, проанализировать, позвонить близким. Есть категория людей, не умеющая говорить «нет», — для них система вопросов будет выстроена именно так, чтобы человек со всем соглашался. «Только сегодня и только для вас» — еще одна стоп-фраза.

Ну и стрессовые сочетания: заблокирован счет, попытка перевода денег, взлом аккаунта, арестован счет, авария, убийство, задержание, операция — все, что требует оперативных действий с вашей стороны, чтобы успеть помочь, спасти, защитить. Развивайте критическое мышление, не отвечайте на незнакомые звонки и никогда не открывайте ссылки в сообщениях.

Ольга Грекова

Источник

108


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95