10 ноября 2005
Всему хорошему, что я умею в профессии, я научился в «Комсомольской правде». Я и сейчас не перестаю учиться. Но все-таки больше отдаю, чем получаю. А вот «Комсомолка» меня подобрала, вырастила, выучила. За это я ей и всем, кто работает там, очень благодарен!
Уходя, я написал в анкете для увольняющихся, что всегда буду готов помочь любимой газете. И я рад, что могу быть полезным коллегам до сих пор!
Вот и сегодня попросил о помощи Стас Шахов, корреспондент «КП»-Уфа»:
У нас тут Ту-154 не взлетел. Причина неисправность вспомогательной силовой установки. Включили мотор пошел дым. Это шибко серьезно и страшно?
Честно говоря, я знал, что такое силовая установка. На Ту-154 их три: первая, вторая и третья первый двигатель, второй и третий. Но что такое вспомогательная силовая установка, я не знал.
При отказе одного двигателя Ту-154 сможет спокойно продолжить полет на двух оставшихся. И даже при отключении всех трех двигателей Ту-154 способен спланировать и совершить посадку. Но, как правило, уже при отказе одного двигателя командиры экипажей принимают решение совершить посадку.
Отказы двигателей и шасси на первом месте среди всех инцидентов, происходящих с самолетами в полете. Но чтобы произошла авария или катастрофа, как правило, нужно, чтобы еще экипаж совершил какую-нибудь ошибку. В 99 процентах случаях экипажи действуют правильно. И инциденты не развиваются в аварийные ситуации.
Все это я рассказал Шахову. Но все это ему не нужно было. Ибо его интересовала не первая, вторая, третья, а именно вспомогательная силовая установка самолета.
Помог Интернет. На авиационных сайтах удалось выяснить, что вспомогательная силовая установка ВСУ используется для снабжения энергией бортовых систем самолета. При стоянке на земле ВСУ обеспечивает работу электросистем, радиооборудования, системы кондиционирования, техобслуживание самолета и его систем, запуск двигателей, что делает лайнер независимым от аэродромных источников энергии. Кроме того, ВСУ может применяться, как источник энергии в аварийных ситуациях в полете.
Осталось выяснить, отключают ли его в полете. Для этого пришлось залезть на авиационный форум.
А следующий разговор с Шаховым воспроизвожу из аськи:
Стас, это было вчера утром?
Да.
Этот самолет уже летает. На нем установили новую установку. А та задымилась из-за заводского брака.
Откуда знаешь? Блин, поделись секретом!
ВСУ после ремонта отлетала всего 100 часов
Мы можем это писать в номер со ссылкой на осведомленный источник? И про новую установку писать, и про заводской брак?
Да, можешь
Откуда ты это все берешь?!
Я не Господь Бог. У меня на связи какой-то анонимный авиатор из Уфы. Я из него аккуратно все вытаскиваю, не признаваясь, что я журналист. Он может заткнуться в любую минуту
Я тоже так могу. Представиться, например, фсбэшником. Не самый надежный у тебя источник
Если ты мне не веришь, то зачем мое время отбираешь? Выясняй все сам
Нет, конечно, верю. Просто для меня этот способ новинка!
А для меня нет. Я так документы от людей получал, после которых в Минтрансе головы чиновников летели. Надо только по-умному построить разговор. Развести человека.
Расскажешь потом, как? Никогда с этим не сталкивался.
Как-как Заходишь на форум авиаторов под видом чайника и начинаешь вопросы задавать. Людей провоцировать. А каждому хочется показать себя всезнайкой. Повыпендриваться. Вот человек на форуме и выпендривается, рассказывает информацию, которой владеет. А ты его провоцируешь, провоцируешь, вопросики задаешь, льстишь, восхищаешься Работаешь шпионом, вытаскивающим информацию из человека
У спецов на сайтах не принято врать. Правда, журналистов там терпеть не могут! Я раньше под своим именем всегда выступал, а теперь только анонимно. После пяти лет в теме я в состоянии по ответам понять, с кем имею дело. С опытным человеком или с прикидывающимся. И могу оценить достоверность и качество выдаваемой им информации. Поэтому очень важно журналисту найти свою тему и изучать ее.
Я дал Стасу ссылку на форуме. Он посмотрел. Думаю, он научится использовать этот метод получения информации. Он не очень чистоплотный. Но качественный.