«Сталинский сокол», как называли Валерия Чкалова современники, за свою короткую жизнь, вместившую всего 34 года, заслужил репутацию незаурядной личности. Его неуемной энергии и экстрима с лихвой хватало и на совершение героических подвигов, и на недисциплинированное поведение, из-за которого он дважды успел побывать в местах заключения.
Ленинградский трибунал
Свой первый тюремный срок Чкалов получил в 21 год, когда проходил службу в расположении 1-й Ленинградской краснознаменной авиационной истребительной эскадрильи. Причиной послужили нарушение устава и дебош, устроенный им в состоянии алкогольного опьянения. Своим неподобающим поведением Валерий Чкалов выражал недовольство вынесенным ранее в отношении его дисциплинарным наказанием. Летчик считал, что 20 суток гауптвахты было слишком строгим взысканием за явку на дежурство в пьяном виде.
Отбыв положенный срок, Чкалов отметил выход на свободу внушительной дозой спиртного и прибыл на аэродром к назначенному времени для выполнения запланированного учебного группового полета. Ведя себя неадекватно, буяня и ругаясь за то, что его не допускают к штурвалу, он дискредитировал высокое звание командира Красной Армии. Инцидент, произошедший 7 сентября 1925 года, очень не понравился личному составу и командованию эскадрильи, которое инициировало возбуждение судебного дела.
16 ноября 1925 года военный трибунал приговорил Чкалова к 6 месяцам лишения свободы. Такой мягкий вердикт, по мнению Николая Якубовича, написавшего книгу «Чкалов. Взлет и падение великого пилота», был вынесен во многом благодаря характеристике, данной летчику начальником эскадрильи.
Между тем и этот срок оказался не окончательным — заступничество командования ВВС позволило ему покинуть тюрьму уже через два месяца. В 1926 году Чкалов восстановился в рядах РККА и продолжил службу, но, как показало дальнейшее развитие событий, свое поведение он менять не планировал.
Брянская тюрьма
Второй раз кумир многомиллионной советской молодежи попал за решетку в 1928 году. За несколько дней до наступления обозначенного года Чкалов был назначен командиром звена 15-й Брянской авиационной эскадрильи.
28 июля 1928 года Валерий Павлович совершил свой первый проступок на новом месте службы: отрабатывая на гомельском аэродроме посадку на точность, он зацепил хвостом истребителя край оврага и причинил значительный урон летательному аппарату. Это происшествие, конечно же, не могло понравиться командованию, но, скорее всего, оно закрыло бы глаза на шалость пилота, если бы спустя две недели, 14 августа 1928 года, Чкалов, осуществляя на самолете «Фоккер» перелет из Гомеля в Брянск, не совершил свой очередной безрассудный поступок.
В 140 км от аэродрома Брянска, на разъезде Журбинка, находившемся неподалеку от станции Сураж, лихой летчик неожиданно решил снизиться на недопустимо низкую высоту 5—10 м и пролететь под телеграфной линией. Задев провода, крылатая машина рухнула на землю. Был поврежден фюзеляж, воздушный винт, шасси и нижнее крыло, а пилот по счастливой случайности отделался лишь незначительными травмами.
Столь грубое нарушение дисциплины и несоблюдение устава авиации не могло остаться незамеченным со стороны руководства, которое решило провести серьезное служебное расследование. Прежде всего, было проведено врачебное освидетельствование старшего летчика, в ходе которого Чкалов был признан негодным к летной службе. В его медицинской карточке появились записи о наличии у пилота шизоидного статуса, излишней самоуверенности и тяги к злоупотреблению алкоголем. Через два месяца аттестационная комиссия постановила понизить Чкалова до должности рядового летчика с вынесением последнего предупреждения о неполном служебном соответствии. Однако командование эскадрильи, памятуя обо всех прошлых антиподвигах Валерия Николаевича, нашло это решение слишком мягким и передало материалы о происшествии в военный трибунал.
Отстранив Чкалова от полетов, компетентные органы приступили к расследованию дела. В ходе разбирательства «сталинский сокол» заявлял следователям, что к совершению лихого поступка его подбило желание научить подрастающее поколение летчиков бреющему полету. В результате за дерзкое воздушное хулиганство ас, выполнявший 15 фигур высшего пилотажа, был приговорен судом к одному году лишения свободы с увольнением из рядов Красной Армии.
Для отбывания срока Чкалов был помещен в Брянскую тюрьму. Но в камере No 12, в компании трех арестантов, любимчик власть имущих просидел всего-навсего 16 дней. Досрочному освобождению легендарного летчика способствовали ходатайства заместителя начальника ВВС Якова Алксниса и народного комиссара Климента Ворошилова, отправленные на имя члена Политбюро ЦК ВКП (б) Михаила Калинина. Наказание было заменено на условный срок, а Чкалов вновь оказался на свободе, но без возможности служить в вооруженных силах СССР. По свидетельству сокамерников, за полмесяца, проведенные за решеткой, пилот проштудировал десяток книг и ежедневно делал записи в своем дневнике. К слову, нынешнее руководство Брянской тюрьмы планирует превратить камеру No 12 в музей Чкалова, экспонаты для которого собираются с разных уголков страны.
Ашхен Аванесова
Источник