Вроде мы приехали в Италию, и я могу отдохнуть от дел насущных. А получается так, что устаю ещё больше.
Тут, конечно, сказывается и психологический аспект.
Как там на фирме, что у нас хорошего, что плохого?..
Как работают без меня?
За последние дни вымотался – и поэтому сегодня, сегодня я долго нежился на своей двуспальной кроватке.
Утром Максим Андреевич Меньшиков (он поставил перед собой обязательную задачу: купить хороший костюм, рубашки и туфли) поехал по магазинам.
А я спал.
Спал полдня.
Отсыпался за те дни, что были перед поездкой в Рим, когда вставал рано, а ложился поздно, и хронически не высыпался.
Всегда говорю, что надо высыпаться, поэтому за этим более-менее слежу. Но было два или три дня, когда не удалось выспаться.
В Москве с утра до ночи не только думаешь о фирме, но и всё делаешь для неё.
А в Риме можно расслабиться.
И я расслабился: спал до часу дня.
А потом читал и гулял около гостиницы в ожидании Максима Андреевича.
Он приехал к четырём дня, и мы с ним отправились обедать в ресторан «Помидоро».
Первое, что мы увидели:
Да-да, в этом ресторане был Паоло Пазолини.
Именно в этом заведении он перекусил с приятелем в 1975 году, 2 ноября, а потом сел в свою красную машину, доехал до вокзала, где собираются сомнительные личности, хастлеры и жиголо, посадил в свой автомобиль парня 17 лет.
Дальше до сих пор непонятно, что произошло.
По одним данным, парень выкинул Пазолини из машины, а потом стукнул сильно, тот упал на дорогу, и преступник сел в автомобиль и проехал два раза по его телу.
На следствии парень признался в совершении преступления.
Утверждал, что будто бы синьор Пазолини начал к нему приставать сексуально.
Может быть, так и было, а может быть, так и не было. Как потом стало известно, парень подрабатывал в качестве «проститута» среди гомосексуалов.
Пазолини - гений? Конечно!
Писал стихи, талантливые эссе, сценарии для некоторых режиссёров, в том числе для Феллини. Как режиссёр снял сам потрясающие картины, которые признаны классикой во всём мире.
В Советском Союзе закрывали глаза на гомосексуальность Пазолини, хотя он её не скрывал. И каминг-аут (обнажение, снятие маски) произвёл одним из первых в мире. В СССР ценили то, что он был коммунистом…
Его последний фильм «Сало, или Сто двадцать дней Содома» вызвал бурную критику ещё во время съёмок. Пазолини в Италии не принимали, третировали, унижали, критиковали – и это мягко сказано.
Паоло Пазолини был одиноким, грустным и закомплексованным. Он поддерживал всегда бедных, ибо сам вырос в малоимущей семье.
Мне захотелось побывать в том ресторане, где провёл время за два часа до своей смерти гений итальянского кино.
Хозяин ресторана принял нас превосходно. Усадил за тот самый столик, за которым сидел Паоло Пазолини.
В ресторане сидели немцы, японцы – и все пришли сюда, потому что в этот ресторан ходил Паоло Пазолини. Интернациональный ресторан!
Вот они – немцы, сидели слева от нас и, узнав, что мы из России, приветствовали.
Иностранцы его любят, откуда-то узнают, что здесь действительно кормят вкусно и не очень дорого.
Всё выглядело потрясающе душевно, располагало к общению. Все столики оказались заняты. И на улице, и в основном зале. Только внизу было свободно. Лишь 4 человека: два за одним столиком, влюблённая парочка, и два за другим.
Хозяину 78 лет. Я его фотографировал. Он ходил, улыбаясь, почесывая животик и радуясь успеху. Ресторан пользуется популярностью.
Можно было бы дать гораздо больше здесь снимков, но зачем утяжелять текст? Тем более что у меня есть теперь фотогалерея, и там я дал огромное количество фотографий.
А вечером Максим Андреевич отвёз меня на дискотеку.
Она была почти такая же, как у нас в клубе «Пропаганда» или «Душа и тело». Хотя нет, больше напоминала дискотеку в клубе «Центральная станция»…
Мы долго говорили с Максимом Андреевичем о нашей фирме. И вроде у нас единое мнение, как и что развивать. Но вернётся ли он к нам работать или нет, так и осталось неизвестным.
Ну и, конечно, как только мы вернулись в гостиницу и я зашёл в Интернет, первым делом посмотрел, какие сегодня новенькие ученики. Вот их список, вот их лица… Я в Италии – я в Москве одновременно.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P.S. Наверное, написать о Паоло Пазолини можно было больше, интереснее, но я это сделаю в своей книге «Я+Я».
«Или самовыразиться ценой смерти, или быть бессмертным, так и не выразив себя». Пьер Паоло Пазолини (1922-1975), итальянский кинорежиссёр, поэт, эссеист, актёр