Так зачем же?
В первом приближении можно сказать, что рифма – неотъемлемая часть стихотворения, только и делающая его таковым. Незнайка из сказок Николая Носова шёл ещё дальше и неотделимо связывал стихотворение с рифмой, причём последнюю он определял, как «слова, оканчивающиеся одинаково». Это и привело к появлению незабвенной рифмы «палка — селёдка».
Таким образом, получается, что рифма не обязательно должна присутствовать в стихе. Тем более, определять его.
Тогда зачем же она там?
Можно предположить, что рифма призвана добавить стихотворению большую гармонию, плавность звучания. Другими словами, добавить стиху музыкальности. А о близости поэзии и музыки (чуть ли не родственной близости) сказано немало.
Однако разве можно спорить с тем, что и белый стих, порою, достигает вершин музыкальности и изящества? Белый стих, как правило, применим для крупных произведений (элегий или поэм), в которых подчас больше внимания отдано содержанию, а потому в форме допустимы определённые упрощения. Эти упрощения проявляются в отсутствии рифмы. Но то обстоятельство, что отдельные строки не зарифмованы между собой, совсем не мешает произведению звучать. Ритма вполне хватает.
Впрочем, и жанр верлибра (стих, свободный от рифмы и ритма) — форма весьма распространённая. Некоторые отдельные стихи, написанные верлибром, тоже весьма изящны.
Так что стремление к звучности и гармонии хоть и реализуется с помощью рифмы, но не только и не обязательно только с её помощью.
Что же ещё может стать причиной рифмы?
Есть и точка зрения о прикладном назначении рифмы, а именно о мнемоническом назначении. То есть считается, что рифма способствует лучшему запоминанию стихов. Своего рода, мнемонический смысл рифмы.
Это, безусловно, так, но как же тогда умудряются запоминать прозаические тексты или монологи драматических героев? Выходит, что рифма лишь помогает, но совсем не обеспечивает запоминание. Другими словами, можно запоминать и без неё.
Так какое же тогда неотъемлемое свойство есть у рифмы? Что она гарантирует стихотворению, коли она в нём есть?
Позволю себе поделиться следующей точкой зрения: рифма создаёт основу для восприятия метафор.
Любое стихотворение полнится метафорами: образами, сравнениями. Любая метафора строится на схожести свойств предметов, их образов. К примеру, сравнение «облака, как вата» рождается от того, что облака напоминают вату. То есть метафора происходит из своего рода синонимии смыслов, синонимии образов двух слов.
А рифма образуется по определённым законам, но ключевым является созвучие некоторых частей слова. Можно сказать, что рифма — это синонимия звуков.
Улавливая рифму, улавливая схожесть звучания, наше сознание настраивается на улавливание также и синонимии смыслов, то есть метафор. Можно сказать, что в рифмованном стихотворении легче улавливаются метафоры, легче воспринимаются образы и сравнения.
В пример можно привести бокал с вином. Бокалом в нашем случае будет являться форма стиха, его звуковая оболочка, полная рифмами (синонимией звучания). И эта форма помогает доносить содержание: сравнения, метафоры, образы (синонимию смыслов). То есть всё то, что будет являться нектаром — наполнением бокала.
Именно для лёгкости восприятия метафор и нужна рифма.
Такова точка зрения.