Уже нынешней осенью Госдума может рассмотреть дальнейшее ужесточение законодательства, касающегося средств индивидуальной мобильности. В частности, вводится специальная градация штрафов за превышение скорости, штраф за пьяное вождение, катание вдвоем и другие нарушения. При этом законодатели хотят наказывать не только водителей СИМ, но и ранее «неподконтрольных» участников дорожного движения — велосипедистов. Насколько может измениться жизнь велобайкеров после таких нововведений — выяснил «МК».
Осенью в Госдуму планируется внести законопроект за авторством сенатора от Амурской области Артема Шейкина. В нем предложены поправки к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ, вводящие восемь новых штрафов за нарушения правил движения по дорогам и пешеходным зонам.
Такая мера позиционируется автором проекта как возможность совладать с «беспределом» обладателей электросамокатов, число ДТП с участием которых переживает взрывной рост. Актуальность ее вполне очевидна: практически ежедневно сводки новостей наполняются несчастными случаями с участием электросамокатов. Так, 1 августа на Новогиреевской улице в Восточном округе столицы столкнулись велосипедист и передвигавшиеся на электросамокате мать с шестилетней дочерью (они госпитализированы). Дело попало на контроль прокуратуры Москвы как ДТП с несовершеннолетними пострадавшими.
Наказания, по проекту Шейкина, предусмотрены следующие. За превышение скорости на 5–10 км/ч (напомним, для СИМ скоростной лимит составляет 25 км/ч) — 800 рублей (500 при автоматической фиксации), за 10–15 км/ч сверх лимита — 3000 (2500) рублей. Превышение на 15–20 км/ч обойдется в 4000 (3500) рублей, а более чем на 20 километров в час — в 5000 (4500) рублей. Помимо этого вождение СИМ вдвоем, если это не предусмотрено конструкцией, «потянет» на 2000 рублей штрафа, движение по пешеходным зонам на СИМ тяжелее
35 кг — на 3000, а самым тяжким будет наказание за езду в состоянии опьянения — 10 тысяч рублей.
При этом самым пикантным моментом законопроекта стало то, что вместе с СИМ (напомним, к этой категории, появившейся в ПДД лишь в этом году) указанные штрафы должны применяться и к велосипедистам — а эта категория участников дорожного движения имеется в Правилах с момента их появления. Причем до последнего времени большая часть пунктов ПДД подразумевала равенство велосипедов с автомобилистами (за вычетом известных скоростных и полосных ограничений), а КоАП вовсе не имел специфических «велонаказаний».
Да и для СИМ, ездоков на которых с самого начала ввели в ПДД для административного «регулирования» и штрафов, ситуация значительно ужесточается: сейчас максимальный штраф для электросамокатчиков и приравненных к ним ездоков на моноколесах и т.п. составляет 1500 рублей.
— Не очень понимаю, как сенатор собрался реализовывать свою инициативу, — отмечает Владимир Кумов, куратор проекта по развитию велокультуры. — Для автомобилистов в России до сих пор существует нештрафуемый порог в 20 км/ч, а главная называемая причина невозможности его убрать — погрешность камер, фиксирующих скорость. Здесь же предлагается шаг в 5–10 км/ч.
По словам велоактивиста, несоразмерными выглядят и предлагаемые штрафы. «Гораздо более опасные превышения скорости на автомобиле до 40 км/ч наказываются штрафом (со скидкой) в 250 рублей, — отмечает Кумов. — Достаточно сравнить количество пострадавших и погибших под колесами автомобилей и самокатов, чтобы понять, что сенатору больше интересна хайповая тема, чем реальная безопасность на улицах».
Однако для велосообщества, по словам эксперта, от введения поправок мало что может измениться. «Во-первых, это сложно реализовать, — подчеркивает собеседник «МК». — Во-вторых, нужно очень постараться, чтобы на велосипеде нарушить скоростной режим на улицах российских городов. Если же речь идет про тротуар, ПДД уже ограничивают возможность езды по тротуару на велосипеде».
Впрочем, кое-что все-таки изменится. Если до нынешнего времени велосипедисты пользовались фактической «прозрачностью» для полицейских патрулей, то с принятием поправок эта эпоха фактической свободы может закончиться. Дело в самом крупном, 10-тысячном штрафе за пьяное вождение: теперь дорожным полицейским (а может, и нарядам ППС) может стать интересно организовывать специальные рейды «Трезвый велосипедист». Останавливая всех проезжающих «двухколесных» — благо в отличие от мотоциклистов велосипедистов можно останавливать хоть голыми руками, — стражи порядка будут добросовестно проверять их на «выхлоп». И такие операции для непривычных к этому велосипедистов могут стать неприятным ударом.
В компании, изготавливающей автомобильные и мотоциклетные номерные знаки, «МК» рассказали, что никаких новых шаблонов для СИМ и велосипедов пока не вводится и не планируется. Но в таком случае как предполагается вести проверку, а также автофиксацию нарушений? Возможно, вносящий законопроект сенатор знает больше — пока же никаких инструментов, сходных с идентификацией автомобилей по номерным знакам, в арсенале государства нет. Впрочем, это довольно быстро можно изменить.
Антон Размахнин