Не так давно я уяснила для себя одну важную вещь… А уяснив, неоднократно находила подтверждение правильности своего постулата. Может быть, потому что вывод этот был выношен, выстрадан в течение полутора десятилетия работы в школе. А может быть, и по
Итак, вот мой вывод: чтобы успешно работать с современными детьми, надо уяснить себе то, что они умнее, чем мы были в их возрасте. И здесь дело совсем не в информированности, а в
* * *
Работаю со старшеклассниками. Причем с «мотивированными», с теми, кто сознательно выбрал для себя профиль обучения, решив в будущем стать юристом. Юридический профиль реализует гуманитарное направление обучения, следовательно, литература здесь должна интересовать и захватывать. Все же это единственный предмет в школьной программе, который формирует душу (все остальные — знания)! А юрист без души…
Но между тем и среди этих тинейджеров-гуманитариев встречаются те, которые не читают. Причем не только произведения школьной программы. Не читают вообще. Обычно такие даже текст на урок не приносят. Они не хотят хитрить и обманывать — ведь текст всегда может выручить даже не читавшего произведение. Они всем своим поведением отстаивают свою жизненную позицию.
И вот таким я всегда даю слово на уроке. Это слово может быть разным.
В этом году такие вопросы задает «нечитающий» Роман. Обычно его интересует, «на что жил автор?» (речь идет о литературе второй половины
…А если у ребят возникнет вопрос о том, были ли знакомы Тургенев и Гончаров, будущим юристам можно кратко рассказать об истории «третейского суда» и предложить посмотреть на эту проблему с точки зрения литературы и права.
Мне нравится фраза о том, что писатели — это «инженеры человеческих душ». И нравится определение Максима Горького, который назвал литературу «человековедением». Несмотря на то что появились обе сентенции в тридцатые годы прошлого века, неоднократно обыгрывались и высмеивались в наше время, — лучше не скажешь.
А ведь учителя — тоже «инженеры человеческих душ», а педагогика — тоже «человековедение»! И все составляющие педагогики — дидактика, методика, популярные сегодня педтехнологии — ничто, если они не базируются на «человековедении». В самом широком смысле этого емкого слова.
* * *
Как было бы хорошо, если бы у всех учителей удачно сложилась личная жизнь! Но это утопия! Прекрасная мечта! Эльдорадо!
В реальности — у каждого своя судьба. Если говорить об учителях-женщинах, то среди них тоже немало одиноких, разведенных, овдовевших и т.д. и т.п.
Но я готова поспорить с каждым, кто скажет, что семейное положение и душевное состояние влияют на учебный процесс (и негативно влияют!). То есть, конечно, на внутреннем состоянии человека это отражается. Покинутый, нелюбимый, он страдает и тоскует. Но работа есть работа! Надо передавать свои знания другим. А другим (детям — в нашем случае) должно быть внутренне комфортно их принимать. Обычно так и бывает. Современный учитель, знающий психологию и основы аутотренинга, умеет скрыть свое плохое настроение и создать атмосферу доброты и желания учиться. Больше того: любимая работа часто излечивает от душевных ран. Вот
Я знаю лишь один пример, когда учительница, от которой ушел муж, на следующий день пришла в класс и поставила на уроке десять двоек. А потом долго раскаивалась в этом, осознав, что дети не должны были пострадать.
Но почему же тогда маститый профессор, казалось бы, великолепно знающий педагогику и психологию, у которого я училась, произнес следующую фразу: «Для школы нет ничего страшнее утренней незамужней женщины!»…
* * *
Оказывается, в Древнем Китае учитель тоже проходил аттестацию. Только не каждые пять лет, как российские учителя сегодня, а каждые три года. При этом предполагалось выяснить: людей какого склада готовит учитель?
Ученики соотносились со следующими животными: мартышками, тиграми и драконами.
Готовишь мартышек? Значит, готовишь людей, которые могут только повторять чужие мысли и поступки. Учитель, который мог воспитать лишь таких, признавался в Древнем Китае негодным к работе. И правильно, надо сказать, признавался!
Готовишь тигров? Значит, готовишь людей-разрушителей. Воспитавший таких тоже лишался права на педагогическую деятельность. Среди разрушителей в древности было так же страшно жить, как и сегодня.
Значит, только воспитавший людей-драконов мог продолжать заниматься педагогикой? Именно так! Китайцы считали драконов людьми, которые способны к творчеству. Они могут не только разрушать старое, но и создавать взамен новое, лучшее. А драконами их называли потому, что создание этого нового подобно тому, как на месте отрубленной головы дракона вырастает другая голова — еще более мощная и умная.
Побольше бы нам драконов! Драконов-учеников и драконов-учителей, воспитавших их!
Ваша Ирина Китаина