Разрыв логистических цепочек между Россией и Западом породил дефицит запчастей для иномарок в нашей стране. В ответ на это правительство разрешило «параллельный импорт» автокомпонентов, то есть привоз их по частным каналам через третьи страны. И запчасти начали снова появляться — правда, их цена выросла, а работоспособность вызывает вопросы. Как выяснил корреспондент «МК», даже оригинальный лейбл на коробке теперь не означает гарантированного качества.
В середине июня доступ к запчастям появился и у ряда официальных дилеров, и у независимых сервисов. Если судить по интернет-маркетплейсам запчастей (тем, которые позволяют выбрать по каталожному номеру нескольких поставщиков и заказать деталь), поставляют их те же оптовики, что и раньше. Какими путями едут в Россию запчасти, остаётся коммерческой тайной этих оптовиков (так, представители двух фирм-импортёров отказались раскрыть схему).
— Ушли многие знакомые нам марки «солидного неоригинала», — рассказали «МК» в недилерском сервисе, работающем с японскими авто. — Вместо них появились новые, но качество пока неизвестно, мы не можем ничего гарантировать, потому что с ними не работали. Привозите, мы поставим под вашу ответственность и скажем большое спасибо — заодно поэкспериментируем. Готовы даже бесплатно потом ещё раз поменять — работа за наш счёт, запчасти за ваш…
Сервисы пока лишь экспериментируют с новыми неоригинальными запчастями тормозной системы (колодки, диски), подвески. А вот с запчастями по двигателю и трансмиссии, с тормозными суппортами и цилиндрами сложнее: здесь мастера продолжают категорически советовать оригинал. Просто потому что, например, снять и разобрать, а потом собрать и поставить двигатель — это лишних много десятков тысяч рублей (и они пропадут, если запчасть окажется некачественной). Не говоря уж о возможности «запороть» мотор некачественными компонентами — тут ущерб достигнет уже сотен тысяч.
— Анекдот в том, что оригинал, как мы выяснили, тоже бывает разный, — рассказывает Сергей Сенин, специалист по капремонту двигателей. — Например, в одной и той же коробочке от автопроизводителя могут быть сальники, произведённые в Японии или в Индии. И японские сальники хорошие, а индийские — полная дрянь. Вплоть до того, что они даже разного размера, невооружённым глазом видно, что они не взаимозаменяемые. Кто обманывает — индийские продавцы или японская фирма — неизвестно, но факт тот, что даже оригинал ничего не гарантирует.
Ещё одна заметная проблема, как рассказали «МК» представители сервисов, — смазочные материалы. Поставки фирменных масел возобновились, но если раньше можно было проследить пути распространения от российских представительств фирм, то теперь никаких способов определить подлинность масла не осталось. Как рассказали «МК» в сервисе по японским автомобилям, уже были случаи, когда после замены масла буквально через 500-1000 км двигатель начинал требовать дорогостоящего ремонта.
Добавим ещё одно: на данный момент меньше всего выбор запчастей оказывается у официальных дилеров. Ряд европейских марок пока не дал «добро» своим дилерам на параллельный импорт компонентов, а оригинальные поставки уже почти подошли к концу. А значит — уже скоро «понтовые» официальные сервисы окажутся на одной поляне с более проворными неофициалами.
Антон Размахнин