История о поиске призвания от нашего потенциального коллеги
Филипп Конюхов, редактор 1001.ru
Ага, конечно. Учись. Полетел просто. Как будто если я получу корочку, мне сразу все дороги откроются и меня везде с караваем встречать будут.
Собственно, этот текст о моём образовательном пути. Сейчас покажу, куда привела меня эта почти бесконечная размытая колея.
Действие первое
Школа — ВШЭ. 2012
Школу я закончил в 2012. В принципе, особо с того времени ничего не поменялось. Я до сих пор лантух и раздолбай.
В Вышку я попал из простых соображений: не должен быть хуже остальных одноклассников. Я сказал себе, что если не поступлю никуда или буду учиться во второсортном ВУЗе, — не буду с ними общаться, потому что мне стыдно.
На качество образования было тогда плевать. Мне был важен престиж и уважение в глазах более успешных и обеспеченных одноклассников.
Цель была выполнена — я явно не упал в глазах друзей. Учился я здорово, действительно хорошо, но воспринимал институт как очередную школу, просто сложнее. Я продолжал ходить на занятия, отвечать на вопросы, писать контрольные и все так же ненавидел провалы.
Тут-то мне моя образовательная трасса и подкинула первый отбойник.
Ситуации тупее со мной не происходило никогда. Я очень плохо написал какую-то контрольную по предмету, который вели декан и её зам. После этого на поточной лекции объявили, что два человека написали работу на единицу и один человек на ноль. С ними будет отдельный разговор на семинаре.
Ну вот теперь представляйте: шестнадцатилетнего пацана собирается вздрючить вся верхушка факультета на глазах у еще тридцати человек. Вот есть слово «неловко» — мне было неловко настолько, что я ушел из института. Разыграл неплохой спектакль перед матерью, удачно прикрутив выдуманную легенду, — и ушел.
Впрочем, особого внимания я на этот провал не обратил. Все-таки тогда я еще не понимал, какое образование и для чего мне нужно. Да и вообще не думал об этом.
Эта фотография олицетворяет общую мутность Серёжиного бытия — прим.ред
Действие второе
ПСТГУ. 2013 — 2015
Уже в следующем учебном году я поступил на древнехристианскую письменность, хотя в списке кафедр она числилась как древняя филология. На филфаке мест не было, и меня отправили на ДХП богословского факультета: «это почти то же самое, что на филологическом». Я поверил и даже подумал, что было бы неплохо изучить еще и систему, по которой устроена моя религия.
Полгода отучился. Не ходил месяц перед сессией, но каким-то чудом умудрился закрыть ее без долгов. Решил переводиться на филфак, потому что слухи о закрытости и панибратстве в богословском ВУЗе оказались правдой. Там просто невыносимо находиться, если ты не из местной тусовки.
Перевелся. Прикладная филология. Была ещё бодрая надежда в моей голове: «Ну вот, это же прикладная, чуть больше движухи, все будет норм».
Не норм. Не получилось наладить контакт — ни с группой, ни с преподами. Хотя мне просто было плевать — не закрепился в лидерах с самого начала, скис и забил.
После перевода я был в институте еще раза три. В последний взял академ на год, хотя даже не понимал зачем: институт был противен каждой клетке моего тела.
Собственно, получилась такая же история, и через год я забрал документы, потому что все в этом месте мне осточертело. Я решил предпринять последнюю попытку получения образования и пойти на вечерку в РГГУ.
Но ПСТГУ я должен сказать спасибо за один приятный момент: я нашел там человека, у которого я стал получать больше знаний и опыта, чем за все время там проведенное.
Тут даже фотографии не нашлось.
Действие третье (надеюсь, последнее)
РГГУ — Акут. 2016
«РГГУ будет моим последним вариантом», — так я решил. Дальше что угодно, только не учеба. Мои одноклассники уже заканчивают. Я все еще на первом курсе. Это плохо, я завидую. Я лучше в армию убегу на год, чтобы только не видеть их лица и не слушать, как у них все здорово после окончания.
К сентябрю 2016-го я уже выстроил картинку и определение своего образования. Мне не надо знать хорошо каждый предмет. Мне необходимо выудить из всего корпуса набор инструментов, которые я смогу применять в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для этого нужен хороший контакт с преподавателями, чтобы можно было из них вытягивать всё это по максимуму. ВУЗ стал для меня мастерской, в которой я осваиваю ремесло.
В этом месте совпало все: режим работы, педагоги, группа — все сделано как на заказ. Не устраивает только детсадовский девиз («Лучший вуз на всю страну — это наш РГГУ» — каждый день в курилке вижу) и туалеты.
Да и я созрел для получения образования — сложилась концепция и наконец понимаю, зачем хожу на учебу.
Да, о концепции. Придётся отступить от экскурсии по учебным заведениям.
Осенью 15-го года у нас с друзьями появилась идея крутого образовательного проекта: школы интенсивов. И, кажется, это был главный поворот на образовательном пути: в голове просто-напросто сформировалась картинка, как надо (как я хочу) жить. Раньше, думая о взрослой жизни, когда появляется семья, понимал, что жизнь на ближайшие сорок лет — это сведение концов от зарплаты до зарплаты, две недели отпуска в условном Крыму и маршрут Работа—Дом—Работа. Кабала, где радость семейного счастья глушится адом восьмичасового рабочего дня. Теперь перед глазами мозаика русского пейзажа. Одна часть — семья, другая — дело, которое ты сам создаешь и которое любишь, даже когда есть трудности. И обе гармонично сложены в единую картину, и на душе спокойно.
Я наконец перешел на второй курс. Пока еще сам не верю. Налаживаю быт в доме, работаю, чтобы оплатить институт, разрабатываю классный проект с классными ребятами и выстраиваю личные отношения. Появилось ощущение, что четыре года, которые, казалось, стоял на месте, прошли не напрасно — все события прошедших после школы лет привели в точку, где сейчас нахожусь.
По состоянию на 03.07.2016 я смело могу сказать, что мое запущенное самоопределение себя исчерпало. Большинство целей поставлено, большинство образов сложено.
По состоянию на 03.07.2016 я смело могу сказать — я счастлив.