Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Зажигание в глазах клиента

Репортаж из нью-йоркского автосалона: от сейлс-менеджеров требуют невозможного, а они согласны

Во времена Великой депрессии 1930-х годов подержанный автомобиль можно было купить за пару мешков картошки. Нынешний кризис американского автопрома может оказаться еще страшнее. Из-за трудностей с получением и погашением кредита почти 2,5 млн американцев решили отказаться от покупки машины в этом году.

Впервые о кризисе автопрома США заговорили в ноябре 2008-го, когда продажи новых машин сократились в среднем на 12% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Причем продажи серьезно упали не только у отечественных автопроизводителей, но и у самых успешных «японцев» — «Тойоты» и «Хонды». Хотя хуже всего дела шли все-таки у американцев: дилеры Hummer отметили снижение спроса почти на 64%, Chrysler — на 56%, Pontiac — на 53,4%. Машина — покупка дорогая, и напуганные кризисом потенциальные покупатели стараются держаться подальше от автосалонов.

Впрочем, на торговой площадке «Бэй Ридж Тойота» (Bay Ridge Toyota), одной из самых крупных и успешных в Нью-Йорке, клиентов меньше не стало. Сюда уже 27 лет устремляются автомобилисты из Бруклина, Манхэттена, Стейтен Айленда, Квинса. За покупками и обслуживанием машин едут люди разных национальностей, потому и коллектив здесь — около 60 человек — интернациональный: помимо американцев — итальянцы, испанцы, русские, китайцы, греки…

Перемены очевидны уже при входе. Вижу знакомых продавцов со стаканчиками кофе в руках, слышу «разговорчики в строю». Пришла я, конечно, во время обеденного перерыва, но всего-то месяца три-четыре назад даже в обед салон напоминал гудящий улей жаждущих «Тойоту». Покупатели приходили, платили кэш или оформляли кредит и через полчаса уезжали на новенькой «Камри» или «Королле» — самых ходовых в минувшем октябре.

«До кризиса у каждой модели был свой покупатель: у грузовиков, мини-вэнов, седанов, спортивных авто… В среднем мы продавали по 300 машин в месяц, а в удачные дни — до двадцати автомобилей ежедневно, — рассказывает консультант по продажам Илья Пастернак. — Снижение числа покупок стало заметно уже к середине осени. Машин с октября по декабрь купили в два раза меньше, чем за этот же период в 2007 году. Рухнули заказы из России и Украины.

Сейчас людей в салон заглядывает столько же, но все больше смотрят… Хорошо, если покупку сделает один из десяти. В феврале думаем продать машин двести — в лучшем случае«.

От каждого из 24 продавцов-консультантов руководство автосалона ожидает продажу в среднем 12 машин в месяц. Их пока не увольняют. А вот в других автосалонах, как, например, в соседнем крайслеровском на 5-й авеню Бруклина, на днях сократили 60% персонала.

— «Неперспективных» уволили, логично полагая, что продать в лучшем случае одну машину в день может и один продавец вместо недавних десяти, — говорит Илья. — Многие автосалоны в Нью-Йорке, в соседнем штате Нью-Джерси закрылись полностью и уже освободили помещения.

Пока мы беседовали, консультант-продавец, открыв капот сверкающей «Тойоты», в который раз что-то рассказывал своему коллеге.

«Это называется презентацией продукта, — поясняет Илья. — Чтобы не потерять навыки в отсутствие покупателей, мы тренируемся друг на друге. Заодно узнаем от своих коллег дополнительную полезную информацию. Заканчиваем презентацию, начинаем обзванивать своих клиентов, информируем о новых поступлениях, спецпредложениях».

Медсестра Ирина пришла в салон по одному из таких звонков: выбирает новую машину в обмен на свою подержанную «японку»: «Я могу позволить себе новую машину. Работу потерять не боюсь, ведь и в благополучные времена, и в кризисные людей старых и немощных меньше не становится. Так что моя специальность будет востребована».

Другие посетители салона менее оптимистичны. «Я только что еле-еле на ноги встал, — говорит строитель Виталий из Бруклина. — Теперь мне говорят, колледж для сына будет стоить дороже, квартира уже дороже, продукты — давно дороже. С какой радости я побегу новую машину покупать? Поезжу на старой. Так что я пришел просто посмотреть. Хотя… еще в сентябре планировал купить «Короллу».

Сейчас неплохие скидки на модели 2008 года, но только при оплате наличными.

Большинство американцев привыкли жить в кредит. Чего проще: подтверждаешь личность, без всяких дополнительных документов берешь в банке кредит — и езжай себе на новенькой машине.

Сегодня подход к выдаче кредита уже не тот. В «Бэй Ридж Тойота» руководитель финансово-кредитного отдела досконально проверяет по компьютеру кредитную историю потенциального покупателя и объясняет, что кредит с начала января стало получить гораздо сложнее. Больше времени теперь занимает процедура подтверждения самой возможности выдачи кредита и подписания банком контракта. Главное — иметь отличную кредитную историю, которая знает все: когда и на что вы брали кредиты и как регулярно их выплачивали.

При недостаточно хорошей кредитной истории или ее отсутствии приготовьтесь с документами, счетами и чеками в руках скрупулезно доказывать, где и сколько вы зарабатываете; где живете и живете ли там на самом деле; какой налог (квартплату) и как регулярно перечисляете; в каких магазинах отовариваетесь, услугами какой мобильной компании пользуетесь. Без таких бумажек быть вам букашкой безлошадной.

В зависимости от того, насколько привлекательной банк сочтет кредитную историю клиента, он определит для него процентную ставку по кредиту. Если по результатам проверки вы наберете 800 и более очков, можете рассчитывать на хорошую ставку — 4,5% годовых. Если счет кредитной истории «потянет» очков на 600 — вам предложат кредит уже под 8%.

В случае потери работы и невозможности выплаты кредита «железного коня» можно вернуть продавцу. В последние месяцы (особенно это стало заметно с января) машины возвращают чаще. «Но если сдал машину, не видать тебе выгодного кредита в течение семи ближайших лет», — говорит консультант по продажам с шестилетним стажем Борис Миркин.

Вот и мечется народ в поиске выгодной сделки. Без машины в Америке — никуда, потому как за исключением Нью-Йорка сеть общественного транспорта в Штатах практически отсутствует. Даже из ближайшего пригорода до центра мегаполиса автобусы курсируют лишь рано утром и по окончании рабочего дня. А в выходные и праздничные дни добраться до города без собственной машины вообще проблематично. Поэтому так заметно вырос спрос на недорогие модели — от 8 тысяч долларов. Оживил кризис и вторичный рынок: многие предпочитают покупать «возвратную» машину в салоне или непосредственно у хозяина.

Впрочем, покупатель и тут не спешит, потому что есть еще более привлекательный способ заполучить авто. Это — лизинг. Приобретаете машину на три года и выплачиваете ту часть стоимости, которую автомобиль потеряет за время эксплуатации. Как правило, это половина цены машины плюс определенная банком к выплате сумма. Спустя 3 года машину можно вернуть и купить новую модель или выкупить автомобиль, если он вас полностью устраивает. Лизинг давно популярен в Америке, а сегодня он просто вне конкуренции.

Между тем в результате сильного падения спроса на свои автомобили некоторые компании отменили невыгодные для них в условиях кризиса сделки по лизингу. В их числе — General Motors. Если пять лет назад концерн получал больший доход от лизинга, чем от продаж, то сейчас ситуация изменилась. При резком снижении спроса на автомобили GM (в ноябре спад составил 41%) производитель запаниковал перед массовым возвратом машин. В конце июля минувшего года полностью прекратил отпускать машины в лизинг Chrysler. И покупатель переметнулся к «азиатам»…

В общем, американскому правительству есть над чем задуматься. Автомобильная отрасль обеспечивает около 10% рабочих мест в США. В январе безработица в стране уже поднялась до 7% (два последних года держалась на уровне 4%). А в результате банкротства любого из автогигантов на улице могут оказаться полтора миллиона рабочих. Это будет посильнее крушения Lehman Brothers.

Татьяна Веселкина

695


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95