В прокат вышел триллер "Наваждение" о том, как страшна бывает отвергнутая женщина.
Одна из самых авторитетных американских феминисткок, занимающихся кинотеорией, Люси Фишер ввела для обозначения этого субжанра не слишком благозвучный термин, который и перевести-то трудно: maternal thriller (от устаревшего английского maturnity, что значит «материнство»). Жанр возник на рубеже 1980-90-х, когда вышли «Роковое влечение» и «Рука, качающая колыбель» о женщинах за гранью нервного срыва, сдвинувшихся на почве деторождения. Оба фильма, кстати, были поставлены мужчинами – соответственно Эдрианом Лайном и Кёртисом Хэнсоном – и с их стороны это было неосмотрительно, потому что тут же последовали обвинения в мизогинии.
«Рука, качающая колыбель» – эта строчка из стихотворения Росса Уоллеса продолжается словами «… правит миром». В одноименном фильме женщина, подталкиваемая неутоленной жаждой материнства, не просто соблазняет чужого мужа, но присваивает себе всю семью вместе с детьми, а соперницу пытается хладнокровно и жестоко уничтожить. Характерно, что в этих картинах, как и в последовавших за ними, мужчина, за которого разгорается борьба, предстает пассивным субъектом, необходимым компонентом в реализации материнского инстинкта.
Фильм дебютантки в режиссуре, но многоопытного продюсера Дениз Ди Нови «Наваждение» ничего нового к этому теме не добавляет. Мужчина по-прежнему никакой. Разве что меняются ролями традиционная роковая брюнетка и простодушная блондинка-жертва. К ним режиссер, имея на руках козырь принадлежности к тому же полу, что и ее героини, проявляет предельно беспощадную «непредвзятость».
Тесса Конновер (Кэтрин Хейгл) уже не первый год тяжело переживает развод с мужем Дэвидом (Джофф Стульц). Дэвид готовится вступить в брак с Джулией Бэнкс (Росарио Доусон). Та предвкушает счастливое будущее не только в качестве супруги, но и мачехи Лили (дочери Дэвида с Тессой) – и селится в их доме. Но Тесса не может смириться с таким поворотом судьбы и разрабатывает цепь хитроумнейших интриг, чтобы разрушить союз бывшего мужа с разлучницей и жестоко наказать соперницу.
Зрителей, знающих Кэтрин Хейгл по ромкомам, увиденное может шокировать; они немало подивятся изобретательности героини в роли мстительной фурии, хотя сами средства мести зачастую выглядят довольно топорно и глуповато, несмотря на то, что в них задействованы даже соцсети.
Maternal thriller генетически восходит к так называемым «докторским фильмам», повествующим о женском безумии, а те – к викторианским романам с «безумной на чердаке». «Наваждение» предлагает целый набор признаков безумия у злосчастной Тессы. Тут и маникальная зацикленность на своей внешности, которую она бесконечно лакирует, стремясь держать в идеальной форме; и комплекс дочери, настрадавшейся от контроля строгой мамаши, а теперь транслирующей тот же тип отношений дочери-подростку; и болезненный вуайеризм – оскорбленная брошенная жена неусыпно следит за новой избранницей бывшего мужа. Как многие безумцы, Тесса чрезвычайно изобретательна в своих кознях и действует, как талантливый режиссер, манипулируя подчиненными ей «актерами», хотя нагромождение ее придумок где-то ко второй половине фильма начинает надоедать. (Кстати, наше прокатное название «Одержимость» гораздо точнее пустого оригинального Unforgettable, что значит «Незабываемое»). Джулия – полная противоположность Тессы; она непосредственна и естественна, что привлекает к ней Лили, и это совсем невыносимо для родной матери. Ненасытная логика мести заставляет Тессу копать все глубже, чтобы понадежнее закопать соперницу. Тем временем бывший муж, он же жених, как ему и предписано субжанром, до конца пребывает в безмятежном неведении, не замечая, какая игра ведется вокруг него, и вызывая досаду всевидящего зрителя.
Добившись под лозунгом «Беспощадная Смерть всем фаллократам!» господства в реальной жизни, женщины в кино вышли в стихию игры по собственным правилам, где они играют если не тузов, так дам, а «королям» отдают функции джокеров. Так поступает и сама режиссер, и ее героини в «Наваждении». Использовать отработанные в субжанре клише не грех, все дело в том – как. Хотелось бы, например, уловить в «Наваждения» хотя бы немного юмора или иронии. Зубодробительная серьезность Дениз Ди Нови вызывает ровно противоположную зрительскую реакцию.
Нина Цыркун