Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Здравствуй, козабуг

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»

Так шествует мятежный Человек —

вперёд! и — выше!

     всё — вперёд! и – выше!

«Человек», Максим Горький

 

Наконец-то я дождалась момента, когда Петю заинтересовали буквы на динамических кубиках Чаплыгина. До сегодняшнего дня кубики использовались Петей только в качестве строительного материала. Он с увлечением строил из них башни, дома, мосты, города и поезда…

 

Сегодня я стала свидетельницей, как привычная ситуация изменилась — Петя взял двойной кубик и вместо того, чтобы сразу поставить его в ряд с другими, внимательно начал рассматривать буквы, изображённые на нём. Грани динамического кубика легко вращались в его ручке, наглядно демонстрируя многообразие сочетаний согласных и гласных букв. Я поняла, что у меня появился шанс поддержать возникший интерес сына к новому легко и непринуждённо. Игра мне в помощь!

Обратилась к сыну:

— А ты знаешь, почему одна буква на кубике чёрная, а другая — красная?

— Нет. Почему?

— Красная — гласная, а чёрная — это согласная!

— А какие буквы несогласные? — выдал сын.

— Выучишь азбуку — и придумаешь сам несогласные буквы!

— Смотри — эту гласную букву ты знаешь! — я показала на кубике, который он держал в руках, на первую букву алфавита.

— Да, это «А»! — уверенно ответил Петя.

— Чёрная буква перед «А» — это согласная «Бэ». Вместе они читаются как… — я специально выдержала паузу, в течение которой сын постигал тайну трудного складывания букв в слоги, но та ему не поддавалась. — «Ба»!

— «Ба».

— А теперь давай поиграем. Возьмем ещё один кубик! (я намеренно взяла одинарный кубик с согласными буквами, чтобы получить коротенькое слово). И поставим его рядом с нашим «Ба». Какая буква нарисована на кубике?

Петя не узнал букву «Г». Мне пришлось самой её назвать и проговорить случайно получившееся у нас слово «Баг».

— Будем хулиганить! — не сдавалась я. — Возьмём и повернём кубик с гласными буквами, и вот уже — новое слово! Сможешь прочитать какое?

Петя знал букву «У» и назвал её, но новое слово он не прочитал. Тогда я решила воспользоваться сравнением с предыдущим словом. Я напомнила сыну, что старое слово звучало, как «баг» (я произносила намеренно, растягивая гласную «А»). А с «У-у-у» получается… И вдруг сынишка отгадал правильно: «Буг!». Это была наша с ним маленькая победа на пути к овладению навыком чтения.

Победа увенчалась неожиданным ребусом — импровизацией Пети. Три буквы, стоящие в ряд, ему показались скучными, и он взял одинарный кубик с буквой «г» и поставил его на двойной кубик, а рядом с двойным кубиком поставил фигурку козы. Если кто не догадался — с лёгкой Петиной руки родился неологизм: «Козабуг». Получилось-таки похулиганить!

Обучение чтению — это длительный и поэтапный процесс. Мы находимся на его первом этапе — постепенно учим и запоминаем буквы в игровой форме. Встречая их на игрушках, на кубиках, в книгах, я обращаю внимание детей: произношу эти буквы. Задача состоит в том, чтобы они узнавали ту или иную букву среди других и могли её назвать. С помощью кубиков Чаплыгина Петя поднялся на второй этап процесса обучения чтению. Сегодня он составлял и пытался прочитать уже слоги и маленькие слова.

Не хуже кубиков Чаплыгина в деле познания и написания букв/слогов/слов помогает домашний компьютер. У Пети началось всё с программы «СОЛО на клавиатуре», которую я прошла в начале этого года. Любознательный от природы, сыночек каждый вечер садился со мной за компьютер и наблюдал за моими действиями. Потом он стал расспрашивать, что я делаю, и в какой-то момент попросился за клавиатуру!

Я подумала: а почему нет? Открыла самое первое упражнение, показала, какими пальчиками надо нажимать на букву «О» и пробел. Петя с рвением приступил к работе и справился с первым заданием. Сколько победной радости было в тот момент в его глазах! Потом он стал делать следующие упражнения одно за другим.

Петя научился благодаря этим занятиям набирать буквы и даже целые слова на клавиатуре. Очень расстроился, когда я всё прошла, и его любимое «СОЛО» перестало открываться. До сих пор нет-нет да подойдёт ко мне с вопросом:

Мама, а «СОЛО» есть?

Но не в правилах сынишки сдаваться. Почти каждый вечер он просится за компьютер, где у него есть отдельная папочка «Петя». В ней сейчас пока один текстовый документ с «каракулями»: на манер его любимой программы он написал, например, по двенадцать строчек букв «А», «О», «У». Есть там ещё вереницы не связанных друг с другом букв и цифр разных размеров и шрифтов. Ясно одно — горячее желание овладеть компьютерными навыками, как папа, старший брат и мама, подвигает сынишку всё вперёд и выше!

— Прочитай, — предлагаю я.

— А-а-а! О-о-о! У-у-у!

К нам присоединились Катя и Варя.

— А-а-а! О-о-о! У-у-у! — вчетвером воем на Луну.

У Януша Корчака есть очень интересная мысль:

Кто знает, может, задачник — самый лучший сборник для чтения. Задачи, загадки, шарады, шуточные вопросы — ребёнок не только должен, он сам хочет их понять.

Развивая в детях способность к познанию, поддерживая их интерес ко всему новому, мы закладываем прочную основу для формирования умения самостоятельно учиться будь то чтению, письму, счёту или освоению языков программирования или даже космического пространства.

Мария Кулыванова

309


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95