Так шествует мятежный Человек —
вперёд! и — выше!
всё — вперёд! и – выше!
«Человек», Максим Горький
Наконец-то я дождалась момента, когда Петю заинтересовали буквы на динамических кубиках Чаплыгина. До сегодняшнего дня кубики использовались Петей только в качестве строительного материала. Он с увлечением строил из них башни, дома, мосты, города и поезда…
Сегодня я стала свидетельницей, как привычная ситуация изменилась — Петя взял двойной кубик и вместо того, чтобы сразу поставить его в ряд с другими, внимательно начал рассматривать буквы, изображённые на нём. Грани динамического кубика легко вращались в его ручке, наглядно демонстрируя многообразие сочетаний согласных и гласных букв. Я поняла, что у меня появился шанс поддержать возникший интерес сына к новому легко и непринуждённо. Игра мне в помощь!
Обратилась к сыну:
— А ты знаешь, почему одна буква на кубике чёрная, а другая — красная?
— Нет. Почему?
— Красная — гласная, а чёрная — это согласная!
— А какие буквы несогласные? — выдал сын.
— Выучишь азбуку — и придумаешь сам несогласные буквы!
— Смотри — эту гласную букву ты знаешь! — я показала на кубике, который он держал в руках, на первую букву алфавита.
— Да, это «А»! — уверенно ответил Петя.
— Чёрная буква перед «А» — это согласная «Бэ». Вместе они читаются как… — я специально выдержала паузу, в течение которой сын постигал тайну трудного складывания букв в слоги, но та ему не поддавалась. — «Ба»!
— «Ба».
— А теперь давай поиграем. Возьмем ещё один кубик! (я намеренно взяла одинарный кубик с согласными буквами, чтобы получить коротенькое слово). И поставим его рядом с нашим «Ба». Какая буква нарисована на кубике?
Петя не узнал букву «Г». Мне пришлось самой её назвать и проговорить случайно получившееся у нас слово «Баг».
— Будем хулиганить! — не сдавалась я. — Возьмём и повернём кубик с гласными буквами, и вот уже — новое слово! Сможешь прочитать какое?
Петя знал букву «У» и назвал её, но новое слово он не прочитал. Тогда я решила воспользоваться сравнением с предыдущим словом. Я напомнила сыну, что старое слово звучало, как «баг» (я произносила намеренно, растягивая гласную «А»). А с «У-у-у» получается… И вдруг сынишка отгадал правильно: «Буг!». Это была наша с ним маленькая победа на пути к овладению навыком чтения.
Победа увенчалась неожиданным ребусом — импровизацией Пети. Три буквы, стоящие в ряд, ему показались скучными, и он взял одинарный кубик с буквой «г» и поставил его на двойной кубик, а рядом с двойным кубиком поставил фигурку козы. Если кто не догадался — с лёгкой Петиной руки родился неологизм: «Козабуг». Получилось-таки похулиганить!
Обучение чтению — это длительный и поэтапный процесс. Мы находимся на его первом этапе — постепенно учим и запоминаем буквы в игровой форме. Встречая их на игрушках, на кубиках, в книгах, я обращаю внимание детей: произношу эти буквы. Задача состоит в том, чтобы они узнавали ту или иную букву среди других и могли её назвать. С помощью кубиков Чаплыгина Петя поднялся на второй этап процесса обучения чтению. Сегодня он составлял и пытался прочитать уже слоги и маленькие слова.
Не хуже кубиков Чаплыгина в деле познания и написания букв/слогов/слов помогает домашний компьютер. У Пети началось всё с программы «СОЛО на клавиатуре», которую я прошла в начале этого года. Любознательный от природы, сыночек каждый вечер садился со мной за компьютер и наблюдал за моими действиями. Потом он стал расспрашивать, что я делаю, и в какой-то момент попросился за клавиатуру!
Я подумала: а почему нет? Открыла самое первое упражнение, показала, какими пальчиками надо нажимать на букву «О» и пробел. Петя с рвением приступил к работе и справился с первым заданием. Сколько победной радости было в тот момент в его глазах! Потом он стал делать следующие упражнения одно за другим.
Петя научился благодаря этим занятиям набирать буквы и даже целые слова на клавиатуре. Очень расстроился, когда я всё прошла, и его любимое «СОЛО» перестало открываться. До сих пор нет-нет да подойдёт ко мне с вопросом:
Мама, а «СОЛО» есть?
Но не в правилах сынишки сдаваться. Почти каждый вечер он просится за компьютер, где у него есть отдельная папочка «Петя». В ней сейчас пока один текстовый документ с «каракулями»: на манер его любимой программы он написал, например, по двенадцать строчек букв «А», «О», «У». Есть там ещё вереницы не связанных друг с другом букв и цифр разных размеров и шрифтов. Ясно одно — горячее желание овладеть компьютерными навыками, как папа, старший брат и мама, подвигает сынишку всё вперёд и выше!
— Прочитай, — предлагаю я.
— А-а-а! О-о-о! У-у-у!
К нам присоединились Катя и Варя.
— А-а-а! О-о-о! У-у-у! — вчетвером воем на Луну.
У Януша Корчака есть очень интересная мысль:
Кто знает, может, задачник — самый лучший сборник для чтения. Задачи, загадки, шарады, шуточные вопросы — ребёнок не только должен, он сам хочет их понять.
Развивая в детях способность к познанию, поддерживая их интерес ко всему новому, мы закладываем прочную основу для формирования умения самостоятельно учиться будь то чтению, письму, счёту или освоению языков программирования или даже космического пространства.
Мария Кулыванова