Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Жесть

Упрощение, по сути, синоним дегенерации, ведь опуститься — опять-таки! — проще, чем подняться на достойный уровень.

В одном из дворов Степного посёлка, где живут мои друзья, проложена теплотрасса, в которой зимой и летом живут бездомные кошки. Их всегда подкармливает одна сердобольная женщина, отгоняет собак, нянчится с котятами, иных пристраивает в добрые руки… И вот недавно на бетонном покрытии теплотрассы появилась размашистая ядовито-зелёная надпись: «Бордель для зоофилов — «Кошкин дом».

Шутка, конечно, скотская, злобная, отпущенная не очень умными (подозреваю, что и не очень взрослыми) людьми. Но вполне привычная для нашего времени. И даже смешная. Не верите? По крайней мере практически у всех молодых жителей упомянутого двора надпись на бетоне вызвала ухмылки и энергичные комментарии вроде: «Гы, а чё, прикольно!» или «Бга-аа, смотри — ваще жесть…»

Совсем недавно я считала, что в дурацком истасканном молодёжном словечке «прикольно» сосредоточено, в общем-то, всё зло современного, постмодернистского мира. Зло слишком лёгкого, якобы ироничного отношения ко всему; зло изобилия, породившего вседозволенность, пресыщенность и последний закон: «Ничего не свято». (Ну ведь верно: «деканонизация», как подтверждают умные книги, — один из принципов постмодернизма.)

Мелкое, потребительское, пассивное зло обывателя, равнодушного ко всему, что его не позабавит. Активное зло агрессивных посредственностей, провозгласивших себя Творцами и из кожи вон лезущих для того, чтобы этот титул оправдать, попутно сколотив денежку. В ход идёт всё — от инфантильных песенок-мультиков-игрушек до эстетской фотосъемки в моргах и облизывания икон; гламурно-садистские «флэш»-мультфильмы, глумливый ремейк созданных ранее великих вещей — в общем, всё, чтобы заставить быдло пошевелиться и протянуть заветное: «Прико-о-оо-оольно…»

Теперь у всего «прикольного» есть уродец-приемыш, именуемый «жестью» или «жестяком», кому как больше нравится. Словцо сравнительно недавнее, однако вытеснившее из обихода чуть ли не все остальные слова молодёжного жаргона. Для тех, кто ещё не знает: жесть — это теперь не только отожжённая листовая сталь, покрытая слоем олова, но и метафора чего-то «жестокого», «сурового» и явно нелёгкого. Ну например: «Ехали на „двойке“, друг у друга на головах сидели… ваще жесть!» Или: «Столько „хвостов“ в этом семестре осталось — жесть!»

Вообще изначально слово «жесть» было синонимом слова «чернуха». («Вчера при мне мотоциклист попал под КамАЗ. Ну и жестяк!») Но поскольку чернуха вслед за порнухой уверенно вошла в моду и систему ценностей истинных детей XXI столетия, слово «жесть» всё чаще служит для обозначения… восторга. «О-о-о-о, какая жесть!»

Откуда этот триумф цинизма? Причём такого отстранённого, созерцательного, пожалуй, даже трусливого?.. Да всё отсюда же, из сытого скучающего постмодерна, где слишком пышный и пёстрый карнавал сливается в однородную серую массу, и у обывателя остаётся одна забота — найти блюдо, превосходящее по изощрённости те, что уже испробованы.

В свою очередь, попытки упростить всё — мораль, образование, культуру, религию — призыв «не париться», сделать всё легким и приятным дали жизнь всему «прикольному», а затем и «жестяному». Упрощение, по сути, синоним дегенерации, ведь опуститься — опять-таки! — проще, чем подняться на достойный уровень.

…Помню, как переключалась с канала на канал и наткнулась на незабвенный «Дом-2». Не знаю уж, кто там «ху из ху», но суть такова: приглашает молодой человек девушку на романтический ужин в окружении свечей и музыкантов.

— Ой, всё так клёво, так прикольно! — верещит в экстазе девушка. — Особенно оркестр! А что они играют? Моцарта? Ой, так прикольно!

Жаль всё-таки современную молодежь, ведь иногда и хорошими вещами хотят восхититься, да слов не находят — кроме изрядно прогнивших. Прикольна Ксюша Бородина, прикольна Масяня, прикольны Симпсоны и компьютерные жабы, умеющие делать «динг-динг!». Но Моцарт?.. Моцарт, ребята, это не прикольно, нет.

Приведу последний «милый» пример — теперь из гардеробной области. Недавно одна российская фирма — производитель стильной молодёжной одежды выпустила серию футболок под лозунгом I Love Power («Я люблю власть»), на которых в карикатурном стиле изображены «диктаторы разных стран»: Мао Цзэдун, Фидель Кастро, Пиночет и многие другие, в числе которых и Александр Лукашенко. К пакету с каждой майкой прилагается «характеристика» того или иного диктатора — с историей его жизни и деятельности. Торопитесь, предупреждает реклама, выпуск ограничен. Найди своего диктатора! Кстати, некоторые из них особенно актуальны — например, Фидель, который, кажется, переживает свои последние часы, или Саддам, чья судьба уже решена, увы. Теперь, наверное, футболка с шаржем на данного диктатора будет стоить подороже прочих.

В общем, дрянь-тряпки. Ничего не свято — всё прикольно. По сути, майки эти — безобидный глум мартышек над тиграми. Но недалеки уже и забавы поинтереснее. Когда повесили Хусейна, чуть ли не весь молодой цивилизованный мир, оживившись, бросился выкачивать из Сети видео, запечатлевшее казнь диктатора. Вряд ли в знак солидарности с народом Ирака, освобождённым заботливой американской рукой. Всё-таки большей части молодёжи… как бы это получше выразиться… чихать на Саддама и весь Ближний Восток (остальным, надо понимать, чихать вообще на всё). Но, сами подумайте, как можно пропустить такое развлечение? «Скачал съёмку, ага, — охотно признался мне 16-летний собеседник в ICQ-переписке. — А чё, прикольно. Жесть такая…»

Ольга Мялова

1979


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95