Вот это да! — подумала Алиса. —
Кот с улыбкой! — и то редкость,
но уж улыбка без кота — это я прямо не знаю, что такое!«Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл
— Мама, ты хитрая!
— Почему?
— Потому что шоколадка есть, а ты говоришь, что — нет! — с лёгкостью раскусил меня четырёхлетний сынишка Петя.
Кому же, как не маленькому наблюдательному хитрецу распознать знакомую черту у родной мамы. С детской хитростью я сталкиваюсь каждый день и научилась распознавать её цели. А это в хитром деле самое главное!
Петя обожает обводить вокруг пальца. Порой не сразу удаётся разгадать его разнообразные, но пока безобидные ухищрения. Вот несколько примеров.
— Мама, в какой руке? — Петя предлагает мне угадать, в каком кулачке у него спрятана монетка.
Монетка была то в одном кулачке, то в другом. Я попеременно отгадывала. Но в какой-то момент я перестала угадывать. Позже выяснилось, что Петя незаметно спрятал монетку под одеяло и всё это время показывал мне пустые кулачки. Хитрюга!
Другая картина. Мы играли с Петей в настольную игру «Ходилки». Сыночек тут же сообразил, как можно мухлевать с кубиком. Он заранее подобрал грань с шестью точками и бросал кубик так, чтобы тот не переворачивался. И у него всегда выпадало максимальное число ходов, что обеспечивало большую фору перед соперником.
Хитрость — второй ум.
Петина хитрость проявляется, как правило, в виде находчивости и сообразительности. Таким образом мой фантазёр добивается признания окружающих.
С этой же целью Петя любит и шутить.
— Откройте, это мама-коза! — говорит Петя девочкам, закрывшим дверь.
Или:
— Мама, я знаю самые волшебные слова!
— Какие же?
— Абракадабра!
Или:
— Мама, а у тебя на тапках мышка! Это шутка такая!
Недавно я стала замечать, как ребятки начали обманывать, чтобы добиться желаемого (в большинстве случаев желанным являются сладкое и мультики). Иногда это получается у моих врунов-фантазёров очень правдоподобно. Посудите сами:
— Мама, у меня конфетка изо рта нечаянно выпала. Дай ещё! — пожаловался расстроенный сын.
Или так:
— Мама, представляешь, телевизор сам по себе включился! А пульта нет!
На днях я повелась на Катину махинацию, целью которой являлось сладкое.
— Мама, я тебе помогу! — серьёзно сказала дочка, видя мои приготовления.
— Хорошо, помоги! — ответила я и поставила перед Катей большую миску, где обычно замешиваю тесто. Разложила перед ней все ингредиенты.
И тут слышу:
— Я уже не могу помогать! Я уже хочу есть! — при этом Катя быстро взяла сахар, предназначавшийся для теста, и начала его поглощать.
Мне, конечно, не по душе такое поведение. Хотелось бы, чтобы дочка не превращалась в «Катю-вратю», а напрямую просила то, что ей надо. С другой стороны, и я, и она знаем, что сладкое — под запретом. Грустный вывод: мы, взрослые, не оставляем малышам выбора, как только ловчить и жульничать, не приступом же брать…
Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.
Порой дети прибегают к обману, чтобы избежать наказания. Чаще всего в подобном притворстве я изобличаю Варю. После очередной масштабной проделки (вроде рассыпания муки) она первая из троицы спешит сказать спасительные слова:
«Я больше так не буду!»
Но видимо, каждый раз она имеет в виду конкретную ситуацию, а маме каждый раз выпадает подыгрывающая роль. Действительно, как в стране чудес: «… это я прямо не знаю, что такое!»
Бывает, происходит наоборот — Петя преувеличивает настолько, что его гиперболы можно смело размещать в журнальной рубрике «Не мешайте мне врать…»:
— Я пятьдесят ложек съел! (про кашу, съеденную наполовину).
— А надо было не ложки есть, а кашу! — веселю я в ответ детвору.
Когда обман не удаётся, я отвечаю шуткой, чтобы укрепить свои позиции в детском коллективе. Должны же и у меня быть свои цели в хитром деле!
Но хитрость у детей время от времени приобретает далеко небезобидный характер. К моему большому сожалению, подчас они пытаются манипулировать родителями с целью добиться желаемого. Способы всем известны: слёзы, а того хуже — истерики. Родителям важно отличить настоящее детское горе от нечестного приёма.
Сделать это довольно просто. Пронаблюдать — если слёзы или истерика возникли после родительского запрета или ограничения — значит, уловка. И вот тут главное — держаться, иначе детское сознание моментально зафиксирует уступку, и слёзы с целью манипуляции никогда не закончатся.
На тему детской хитрости у Николая Носова есть замечательный рассказ «Фантазёры». Вывод, к которому мы с детьми пришли после его прочтения, поучителен: «фантазёры — не вруны»! Воображение нужно отличать от лжи:
— Ну, ты выдумываешь всё! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
— Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…
Пусть маленькие плутишки фантазируют, мудрят и хитрят себе на здоровье! Но руку, как говорится, лучше держать на пульсе, ведь за выдумками могут скрываться завуалированные сообщения для мамы о неблагополучии или начинающейся проблеме.
Задача родителей — разгадать детскую хитрость и понять её подоплеку, тогда возможно вовремя помочь и избежать ситуации, когда сын или дочка станут относиться к родителям как «к прирученным, но диким зверям». Нужно всегда помнить, что «душа ребёнка столь же сложна, как и наша, и полна противоречий…» (Януш Корчак).
Мария Кулыванова