Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Жители страны Врунляндии

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»
 

Вот это да! — подумала Алиса. —
Кот с улыбкой! — и то редкость,
но уж улыбка без кота — это я прямо не знаю, что такое!

«Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл

 

 

— Мама, ты хитрая!

— Почему?

— Потому что шоколадка есть, а ты говоришь, что — нет! — с лёгкостью раскусил меня четырёхлетний сынишка Петя.

Кому же, как не маленькому наблюдательному хитрецу распознать знакомую черту у родной мамы. С детской хитростью я сталкиваюсь каждый день и научилась распознавать её цели. А это в хитром деле самое главное!

 

Петя обожает обводить вокруг пальца. Порой не сразу удаётся разгадать его разнообразные, но пока безобидные ухищрения. Вот несколько примеров.

— Мама, в какой руке? — Петя предлагает мне угадать, в каком кулачке у него спрятана монетка.

Монетка была то в одном кулачке, то в другом. Я попеременно отгадывала. Но в какой-то момент я перестала угадывать. Позже выяснилось, что Петя незаметно спрятал монетку под одеяло и всё это время показывал мне пустые кулачки. Хитрюга!

Другая картина. Мы играли с Петей в настольную игру «Ходилки». Сыночек тут же сообразил, как можно мухлевать с кубиком. Он заранее подобрал грань с шестью точками и бросал кубик так, чтобы тот не переворачивался. И у него всегда выпадало максимальное число ходов, что обеспечивало большую фору перед соперником.

Хитрость — второй ум.

Петина хитрость проявляется, как правило, в виде находчивости и сообразительности. Таким образом мой фантазёр добивается признания окружающих.

С этой же целью Петя любит и шутить.

— Откройте, это мама-коза! — говорит Петя девочкам, закрывшим дверь.

Или:

— Мама, я знаю самые волшебные слова!

— Какие же?

— Абракадабра!

Или:

— Мама, а у тебя на тапках мышка! Это шутка такая!

Недавно я стала замечать, как ребятки начали обманывать, чтобы добиться желаемого (в большинстве случаев желанным являются сладкое и мультики). Иногда это получается у моих врунов-фантазёров очень правдоподобно. Посудите сами:

— Мама, у меня конфетка изо рта нечаянно выпала. Дай ещё! — пожаловался расстроенный сын.

Или так:

— Мама, представляешь, телевизор сам по себе включился! А пульта нет!

На днях я повелась на Катину махинацию, целью которой являлось сладкое.

— Мама, я тебе помогу! — серьёзно сказала дочка, видя мои приготовления.

— Хорошо, помоги! — ответила я и поставила перед Катей большую миску, где обычно замешиваю тесто. Разложила перед ней все ингредиенты.

И тут слышу:

— Я уже не могу помогать! Я уже хочу есть! — при этом Катя быстро взяла сахар, предназначавшийся для теста, и начала его поглощать.

Мне, конечно, не по душе такое поведение. Хотелось бы, чтобы дочка не превращалась в «Катю-вратю», а напрямую просила то, что ей надо. С другой стороны, и я, и она знаем, что сладкое — под запретом. Грустный вывод: мы, взрослые, не оставляем малышам выбора, как только ловчить и жульничать, не приступом же брать…

Где силой не возьмёшь, там хитрость на подмогу.

Порой дети прибегают к обману, чтобы избежать наказания. Чаще всего в подобном притворстве я изобличаю Варю. После очередной масштабной проделки (вроде рассыпания муки) она первая из троицы спешит сказать спасительные слова:

«Я больше так не буду!»

Но видимо, каждый раз она имеет в виду конкретную ситуацию, а маме каждый раз выпадает подыгрывающая роль. Действительно, как в стране чудес: «… это я прямо не знаю, что такое!»

Бывает, происходит наоборот — Петя преувеличивает настолько, что его гиперболы можно смело размещать в журнальной рубрике «Не мешайте мне врать…»:

— Я пятьдесят ложек съел! (про кашу, съеденную наполовину).

— А надо было не ложки есть, а кашу! — веселю я в ответ детвору.

Когда обман не удаётся, я отвечаю шуткой, чтобы укрепить свои позиции в детском коллективе. Должны же и у меня быть свои цели в хитром деле!

Но хитрость у детей время от времени приобретает далеко небезобидный характер. К моему большому сожалению, подчас они пытаются манипулировать родителями с целью добиться желаемого. Способы всем известны: слёзы, а того хуже — истерики. Родителям важно отличить настоящее детское горе от нечестного приёма.

Сделать это довольно просто. Пронаблюдать — если слёзы или истерика возникли после родительского запрета или ограничения — значит, уловка. И вот тут главное — держаться, иначе детское сознание моментально зафиксирует уступку, и слёзы с целью манипуляции никогда не закончатся.

На тему детской хитрости у Николая Носова есть замечательный рассказ «Фантазёры». Вывод, к которому мы с детьми пришли после его прочтения, поучителен: «фантазёры — не вруны»! Воображение нужно отличать от лжи:

 

— Ну, ты выдумываешь всё! — засмеялась Ира. — Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

— Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана…

 

Пусть маленькие плутишки фантазируют, мудрят и хитрят себе на здоровье! Но руку, как говорится, лучше держать на пульсе, ведь за выдумками могут скрываться завуалированные сообщения для мамы о неблагополучии или начинающейся проблеме.

Задача родителей — разгадать детскую хитрость и понять её подоплеку, тогда возможно вовремя помочь и избежать ситуации, когда сын или дочка станут относиться к родителям как «к прирученным, но диким зверям». Нужно всегда помнить, что «душа ребёнка столь же сложна, как и наша, и полна противоречий…» (Януш Корчак).

Мария Кулыванова

248


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95