Вариант «альтернативной истории», при которой эта дата широко бы отмечалась (не праздновалась - мол, ушёл тиран, - а была бы возвышенным днём памяти и скорби), представить себе легко. Если бы, например, СССР не баловался хрущёвской «оттепелью» и горбачёвской «перестройкой», не распался бы, а развивался по «особому китайскому пути», о котором вздыхают у нас в стране многие. В КНР ведь чтут память «китайского Сталина» - «великого председателя» Мао Цзэдуна (друга, ученика и соратника Иосифа Виссарионовича). Страна при этом не деградирует, а совсем наоборот.
Конечно, при взгляде на современный Китай (всемирный «сборочный цех» и «пошивочная мастерская» по лицензиям проклятых капиталистов) настоящий Мао явно бы захотел многих соотечественников сослать, посадить и расстрелять одновременно. Но кого это волнует?
Вот и наших поклонников «отца народов» не заботит, что при настоящем Сталине многие из них попали бы в места не столь отдалённые, а кое-кто и в расстрельные подвалы.
Спустя 60 лет мало осталось людей, хотя бы помнящих ту эпоху, и практически уже никого – из тех, кто был тогда взрослым человеком. Современники Сталина (работяги и начальники, творцы и бюрократы, сидельцы и тюремщики) почти все ушли в мир иной – но именно это идёт на пользу легенде о великой советской империи.
В СССР часто цитировали Маяковского: «Ленин и теперь живее всех живых». Прошли десятилетия – и оказалось, что это не о Ленине, а о Сталине. Владимир Ильич (вовсе, кстати, не желавший, чтобы его преемником стал именно Сталин) оказался практически забыт.
Ещё 25-30 лет назад этого вообразить было нельзя. Моё поколение (70-х годов рождения), не говоря уже о людях постарше, прекрасно помнит: советская пропаганда неистово, как сказали бы теперь, пиарила одного лишь Владимира Ильича Ленина (воистину раздувая посмертный культ личности), а Иосифа Виссарионовича Сталина старалась лишний раз не упоминать.
Не буди лихо, пока оно тихо. Когда всё-таки разбудили - Ленин быстренько как-то скукожился, и загремел над страной именно Сталин. В этом есть стальная логика.
Иосиф Виссарионович, конечно, не врал, когда называл себя «верным ленинцем». Это при Ленине начались репрессии, при Ленине начался (хотя и назывался по-другому) ГУЛАГ; при Ленине закрывали газеты, сжигали книги, убивали священников, расстреливали, сажали и гнали из страны интеллигенцию, топили в крови протесты инакомыслящих, и прочая, прочая, прочая.
Но Ленин был всё-таки в первую очередь революционером, разрушителем старого порядка. Сталин же – строитель нового порядка.
Само выражение «новый порядок», Neuordnung, ассоциируется с Гитлером, с Третьим рейхом. Всё верно: у кого Третий Рейх, а у кого Третий Рим – это ведь практически одно и то же, и в любом случае – Империя. (Какое красивое и духоподъёмное слово, как приятно его писать с прописной буквы!)
Да, Сталин — это жёсткий начальник, прагматик, фанатик порядка и дисциплины, диктатор, строитель Империи, в которой каждый знает своё место. Всё революционное хулиганьё ленинской поры, не умеющее подчиняться, не годящееся в слуги Красного Императора, было закономерно пущено им в расход.
Причину тоски о Красном Императоре нужно искать не в сталинском прошлом, а в нашем настоящем. Это настоящее заставляет многих с ностальгией оглядываться на прошлое, когда «у нас была великая эпоха» (так называется один из романов Эдуарда Лимонова, кстати).
На фоне современных наших политиков, лицемеров и стяжателей, Сталин, как к нему ни относись, безусловно, грандиозная личность.
Как пишет небезызвестный Виктор Суворов (Резун): «Я восхищён и очарован Сталиным. Это был зверь, кровавое дикое чудовище. А ещё — гений всех времен и народов».
По версии Солженицына (роман «В круге первом»), Сталин так рассуждал:
«Вот кто молодец был — Бонапарт. Не побоялся лая из якобинских подворотен, объявил себя императором — и кончено дело. В слове «император» ничего плохого нет, это значит — повелитель, начальник. Это ничуть не противоречит мировому коммунизму. Как бы это звучало! — Император Планеты! Император Земли!»
А ГУЛАГ — ну да, ГУЛАГ... Ну а Древний Рим (страна Юлия Цезаря и Марка Аврелия, Аристотеля и Сенеки) каким был государством? Правильно, рабовладельческим. И что?..
Дмитрий Быков, литератор и публицист, видный деятель современной российской оппозиции, в своём творчестве лучшей считает такую строчку: «Я в Риме был бы раб, но это был бы Рим!».
Эта строчка, пожалуй, объясняет всю современную «респект и уважуху» по отношению к Сталину.
Задумаешься о грандиозных замыслах и свершениях Красного Императора, сравнишь его с политиками из телевизора (практически на каждого можно найти мерзейший компромат), оценишь современное состояние страны, ведомой этими самыми политиками, — и хочется рявкнуть: «Да, Иосиф Виссарионович Сталин был великим человеком!».
Ах, это обаяние зла!..
Этому сталинскому обаянию современным российским политикам нечего противопоставить. Когда там, наверху, порой заикаются о «десталинизации», это не просто смешно, а противно, как любое лицемерие. На ум тут же приходит старый, в хвост и в гриву измотанный анекдот, кончающийся словами: «И эти люди запрещают мне ковыряться в носу?!»
Строчку из стихотворения Иосифа Бродского «Ворюги мне милей, чем кровопийцы» последние двадцать лет цитируют часто. Мол, при Сталине (в меньшей степени – и при других коммунистических руководителях) власти предержащие были кровопийцами, а сейчас в худшем случае – всего лишь ворюги.
Но что, собственно, мешает ворюгам стать кровопийцами, если это окажется необходимо?
Никакой гарантии, что не повторится описанное в «Архипелаге ГУЛАГ» Солженицына, «Колымских рассказах» Шаламова и других произведениях, рассказывающих о тёмной стороне «великой эпохи», не существует.
Да уже и повторяется, если брать не массовые репрессии, а пропагандистско-идеологическую часть. Современные наши политики стараются использовать сталинские «наработки», когда им выгодно.
Лицемерная, позорная, циничная вакханалия по поводу «российских детей-сирот, убиваемых в США», - это же чисто сталинское! (Как скотомогильник с сибирской язвой – только разрой…)
Вспомним из «Архипелага ГУЛАГ»:
«Манолис Глезос «в яркой и страстной речи рассказал московским писателям о своих товарищах, томящихся в тюрьмах Греции.
- Я понимаю, что заставил своим рассказом сжаться ваши сердца. Но я сделал это умышленно. Я хочу, чтобы ваши сердца болели за тех, кто томится в заключении... Возвысьте ваш голос за освобождение греческих патриотов!».
И эти тёртые лисы, конечно, - возвысили! Ведь в Греции томились десятка два арестантов!
Может быть, сам Манолис не понимал бесстыдства своего призыва, а может, в Греции пословицы такой нет:
Зачем в люди по печаль, коли дома навзрыд?»
Дух-то вполне узнаваем и современен. Заменить вот «греческих патриотов» на «российских сирот», Грецию - на США… Можно и на «узников Гуантанамо», ещё на кого-нибудь.
Что мешает, раз уж так впору пришлись сталинские установки по поводу «в люди по печаль» (а что «дома навзрыд» - наплевать), использовать и весь прочий «передовой опыт» Сталина?..
Разве что отсутствие планетарных амбиций, которые явно были у Иосифа Виссарионовича (стать Императором Земли – губа не дура!). Современную российскую элиту в таком замахе не упрекнёшь.
Но если ради каких-либо целей – хотя бы для защиты личной власти и обеспечения собственной неприкосновенности – правителям придётся развернуть полноценный ГУЛАГ (а не просто, как сейчас, мотать нервы паре десятков самых видных «белоленточников») – так развернут и ГУЛАГ! (Интернет, кстати, не поможет, ибо придавить его – пара пустяков: госмонополия на провайдерство, обязательная паспортная регистрация пользователей, «белые списки» сайтов.)
Так не бубнить бы нашей власти о «десталинизации» (тут лишь слабоумный поверит, что бубнят искренне), а честно признать: Иосифа Виссарионовича мы уважаем, кое-чему у него учимся, кое-что используем, ну а если приспичит – так воплотим сталинский опыт в полной мере.
Вот и «проба пера»: вбросили тему, переименовывать ли Волгоград в Сталинград? Как это воспримет общество?
По мне, ничего страшного бы не произошло от переименования – при условии, что прочих «показаний к сталинизму» не существует. В Париже вот есть Сталинградская площадь, есть станция метро «Сталинград». Но сталинизма во Франции нет.
А вот в России, где из всей топонимики имя Сталина пятьдесят с лишним лет как выброшено, сталинизм почему-то «поднимает голову». Может, дело не только и не столько в названиях улиц, площадей и городов?..
Прав был Лев Николаевич Толстой, более ста лет назад написавший:
«Зачем раздражать народ, вспоминать то, что уже прошло?
Прошло? Что прошло? Разве может пройти то, чего мы не только не начинали искоренять и лечить, но то, что боимся назвать и по имени. Разве может пройти жестокая болезнь только от того, что мы говорим, что прошло. Оно и не проходит, и не пройдёт никогда, и не может пройти, пока мы не признаем себя больными. Для того чтобы излечить болезнь, надо прежде признать её...
Зачем поминать? Как зачем поминать? Если у меня была лихая болезнь или опасная, и я излечился или избавился от неё, я всегда с радостью буду поминать. Я не буду поминать только тогда, когда я болею и всё так же болею, ещё хуже, и мне хочется обмануть себя. И мы не поминаем только оттого, что мы знаем, что мы больны всё так же, и нам хочется обмануть себя».
Вот и получается: да, болеем, да, не излечились, и когда излечимся — неизвестно.
Пока что, спустя 60 лет после своей физической смерти, Сталин – живее всех живых.