Дорогие коллеги!
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Александрап Степановича Грина (урожденного Гриневского). Родился он 23 августа 1880 года. Жизнь писателя была тяжелой и безрадостной. Александр Грин терпел нужду и лишения, голодал, не все его произведения печатали. Однако, все его творчество пронизано светлой верой в величие и чистоту человеческой души, в могучее творческое начало, преображающее унылую и подчас тяжелую жизнь. Его романтическое творчество послужило источником вдохновения для корифеев авторской песни: Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Михаила Щербакова. Даже самая первая авторская песня на слова Владимира Ланцберга „Бригантина“ навеяна духом морских просторов и поэзии гриновских дальних странствий. Грин оказал огромное влияние на творчество Константина Паустовского, Вениамина Каверина, Валентина Катаева, Юрия Олеши, Владислава Крапивина и Юрия Коваля. Александр Грин был и остается самым таинственным и феерическим писателем, певцом непознанного и возвышенного в человеке -- ищущей Бога души. Силы жить и бороться с нуждой и болезнями он черпал в фантазии, а вдохновение – в великой силе безрассудства, стремлении к дальним путешествиям, бескрайним морским просторам и соленым ветрам. Всем своим творчеством, всей жизнью Грин утверждал, что истинные ценности – отвага, честь, совесть и благородство – превыше всего. Эти ценности естественны, как солнечный свет, поэтому не продаются ни за какие деньги. Человеческая неподкупность была для Грина превыше всего.
Вашему вниманию предлагается материал для беседы по роману А. С. Грина «Золотая цепь» и вопросы для обсуждения для школьников среднего и старшего возраста.
Его ум требовал живой сказки; душа просила покоя.
А. С. Грин. „Золотая цепь“ (1925).
„Золотая цепь“ - один из самых загадочных романов Грина. В первой же сцене главный герой, Санди Пруэль, читает книгу с таинственной надписью: „Что знаем мы о себе?“ Эта мысль проходит рефреном через весь роман, где происходит столько невероятных, загадочных событий, многие из которых так и остаются непознанными, невыясненными до конца. Финал тоже не ставит все точки над „i“. Автор ненавязчиво показывает, сколько тайн скрыто за видимой стороной событий. Насколько необъяснимы и порой непостижимы причины тех или иных происшествий, мотивы людей, их совершающих. „Тайна сия велика есть“, как говорится в Библии. И тайна сия есть неисчерпаемая душа человеческая...
Итак, мы знакомимся с Санди Пруэлем, 16-летним юнгой „Эспаньолы“ ветреной и пронзительно одинокой для него ночью. В насмешу над страстью Санди к чтению и знаниям, его пьяная команда делает татуировку „Я все знаю“. Именно это нелепое утверждение опровергается на протяжении всего романа, окутанного тайнами, даже приблизиться к познанию которых не представляется возможным. Насколько актуален Грин сегодня, когда человеческое стремление «все видеть, все понимать» (В. Ф. Одоевский) готово зачеркнуть самые трепетные, сакральные стороны человеческого «я». Авторский посыл „Что знаем мы о себе?“ предостерегает нас от скоропалительных выводов и исчерпывающих решений, напоминая, что за скобками событий всегда остается Нечто, на что всемогущее Познание не имеет прав. Грин пытается показать нам бесполезность жажды всестороннего знания, столь свойственного гностикам и материалистам. В контексте романа это стремление выглядит смешно и нелепо.
„Золотая цепь“ -- исключительно романтическое произведение. В удивительном, почти сказочном дворце бушуют сильные страсти, его населяют необыкновенные люди, которым приходится действовать в чрезвычайных обстоятельствах. Фантастический дом, воплощение смелой мечты Ганувера и Молли поражает не только изысканной красотой, но и удивительными техническими приспособлениями. Для 1925 года это была смелая выдумка, настоящая фантастика в стиле hi-tech. Современным подросткам, ориентированным на чтение научно-фантастической литературы, не было бы скучно вместе с главным героем кружить по странным техногенным лабиринтам „умного дома“, где все продумано до мелочей и виртуозно механизировано. Рекомендуя старшеклассникам роман к прочтению, стоит обратить их внимание на фантастическую составляющую романа, увлекающую смелыми техническими и эстетическими решениями.
Совершенная эстетика (ковры, меха, бархатные портьеры, старинные картины и статуи, фонтаны, огромный аквариум, изысканная посуда, зеркала) гармонирует с „неумолимостью машины“ и совершенством технической мысли инженера-творца. Во дворце есть тайные двери со скрытыми кнопочками, рачаги, неожиданно меняющие внутренне пространство, встроенные лифты, заменяющие прислугу, подающую обед, раздвижные стены и потайные ходы.
Все это непривычное сияющее великолепие, жажда знаний, бесстрашное проникновение в техническое сердце дворца, героические поступки, которые ему суждено совершить, так сильно влияет на юношу, что он ощущает, как происходит взросление... Если в начале повествования перед нами мальчик, мечтающий стать мужчиной, то в финале Пруэль обретает эмоциональную и духовную зрелость.
Взросление – еще одна тема романа. Мы встречаем в начале книги обидчивого горячего юношу, не имеющего в жизни ничего, кроме ежедневных побоев штурмана и неосуществимых надежд. За два дня ему приходится пережить так много, окунуться в непостижимо прекрасный и безупречно разумный мир, совершить настоящий подвиг во спасение любви, наблюдать унизительное бегство некогда могущественных людей, «убитых выстрелом из чековой книжки», что внезапно (а, может, закономерно) наступает взросление. Чувства 16-летнего юноши-подростка настолько тонко и точно описаны, что даже сегодняшнее ироничное поколение легко узнает в нем себя, свои проблемы и комплексы, пути их преодоления. «Я, бросившись на стул, неудержимо заплакал, как от смертельной обиды, среди волнения потрясенной толпы... -- Мальчик! Ты плачешь, потому, что скоро будешь мужчиной», -- напутствует Сэнди молодая дама.
Сопереживание чужой любви, чужому несчастью, горячее желание и реализованная возможность исправить ситуацию приводят юношу к внутренней зрелости. Спасая других, он побеждает свою ранимость и сверхчувствительность, закаляется душевно, становится мудрее.
Чрезвычайно интересен и другой герой романа — Эверест Ганувер, владелец золотой цепи и одноименного замка. Он — живое воплощение несбыточной мечты о богатом, но не алчном человеке, умеющем мечтать, творить и быть благодарным. Способность мыслить и мечтать делают Ганувера независимым от рабства денег и обрушившегося на него богатства. Золотая цепь, позволившая превратить воздушный замок в реальный и осущесвить самые смелые и фантастические затеи прихотливого ума не превратилась в цепь раба большого состояния. Но живое воображение, стремление к необычайному и великолепному были настолько горячи в душе Ганувера, что трепетная душа не выдержала напряжения от столкновения с реальностью. Легендарный дом притягивал к себе не только ценителей интеллектуальных и эстетических редкостей, но и проходимцев, мечтающих завладеть несметным богатством и разрушить личное счастье Эвереста, без которого ему невыносимо было жить.
«Его ум требовал живой сказки; душа просила покоя» -- вот неразрешимое противоречие, погубившее хозяина «Золотой цепи». Живая сказка — осуществленная мечта, душевный покой — счастливая жизнь в гармонии с собой и любимой женщиной. На земле эти вещи несовместимы, печально констатирует Грин. Все, что связано с богатством, взращено на крови и обращается в кровь. Таков закон земной жизни. Бескорыстным мечтателям здесь не место, и Ганувер погибает, не выдержав трагического противоречия между мечтой и реальностью. В мире, где правит золото и «люди гибнут за металл», нет и не может быть места романтикам...
Непродажность и неподкупность — вот главные добродетели Гриновских персонажей. И напротив — алчность, стремление обогатиться выглядят в романе жалко и непристойно: чек в пятьсот тысяч «стоит всякой утонченности», -- признается Томсон, один из мошенников, претендующих на сокровища Ганувера.
Деньги стоят утонченности? «Утонченности мечты» (А. Блок), смелого полета человеческой мысли, большой любви, самоотверженной дружбы, изящного искусства? Такая постановка вопроса смешна для наших героев. «Уж если мечтать, то мечтать» -- вот их девиз. «Искусство придумывать», искусство любить, смело и красиво мыслить — эти бесценные человеческие качества невозможно ни купить, не продать. Но есть люди, которых можно и купить, и продать, и деморализовать... нет, не насилием, не угрозами, не разоблачением, а всего лишь кругленькой денежной суммой. Трое мошенников проявляли чудеса хитроумия, боролись и плели интриги, но куда же девалась их гордость, когда ее оплатили?! «Двое мужчин и женщина, плечи которой казались сзади ... пригнутыми резким ударом ... больше не казались живыми существами. Они были убиты на моих глазах выстрелом из чековой книжки». Правильно говорил мудрец: «если человек хочет иметь в жизни только деньги, он будет иметь только деньги». Все остальные сокровища в мире потеряны для таких людей. Любовь, дружба, море, закаты и восходы, творчество, музыка, поэзия, искусство, радость от созерцания солнечного луча и свежего весеннего ливня, тепло домашнего очага, внутренняя гармония и чистая совесть не покупаются ни за какие деньги. Здесь есть, о чем задуматься...
Роман написан необычайно ярко и изысканно. Вот как описывает Грин праздник в «Золотой цепи»: «Блеск струился, как газ. Перламутр, серебро, белый янтарь, мрамор, гигантские зеркала и гобелены с бисерной глубиной в бледном тумане рисунка странных пейзажей; мебель, прихотливее и прелестнее воздушных гирлянд в лунную ночь, не вызывала даже желания рассмотреть подробности. Задуманное и явленное, как хор, действующий согласием множества голосов, это артистическое безумие сияло из-за черного мрамора, как утро сквозь ночь». Описание золотой цепи поражает живостью и ощущением присутствия в «кадре» повествования: «Внизу свободно раскинутыми петлями лежала сияющая желтая цепь средней якорной толщины, каждое звено которой было, вероятно, фунтов в двадцать пять весом. Я насчитал около двенадцати оборотов ... после чего должен был с болью закрыть глаза, -- так сверкал этот великолепный трос, чистый, как утренний свет, с жаркими бесцветными точками по месту игры лучей. Казалось, дымился бархат, не вынося ослепительного горения. В ту же минуту тонкий звон начался в ушах, назойливый, как пение комара, и я догадался, что это -- золото».
Красота и живость языка Александра Грина так же бессмертны, как и его светлые мысли и прекрасная душа. Грин бессмертен, и счастлив любой читатель, кому суждено стать ценителем и хранителем романтической страны, созданной Грином. Дар обладания этой удивительной страной и ее сокровищами не требует капиталовложений. Радость соприкосновения с Красотой и величием человеческой души завещана удивительным, непостижимым, вдохновенным певцом Нездешнего, Радостного и Возвышенного по имени Александр Грин...
Вопросы для обсуждения романа «Золотая цепь»:
1. Как вы понимаете надпись на книге, которую читал Сэнди Пруэль: «Что знаем мы о себе?» Насколько правомерно такое суждение?
2. Можно ли сказать про читающего (и вообще информированного) человека: «Я все знаю?» Насколько в принципе может быть верно такое утверждение? То есть можно ли действительно ВСЕ ЗНАТЬ, обладая доступом к любой информации?
3. Что по-вашему, дворец «Золотая цепь»? Каприз богатого человека, совершенство человеческого творческого гения или просто нелепая выдумка автора? Может быть, что-то еще? Тогда что?
4. Как вы думаете, принесло ли обладание золотой цепью счастье Гануверу? Почему?
5. Почему Молли чуть не отказалась от Ганувера? Были ли ее опасения частично оправданны?
6. Как вы считаете, могла бы Молли быть счастлива в качестве хозяйки «Золотой цепи»? Или прав Галуэй, утверждавший, что Молли и роскошный дворец несовместимы? Обоснуйте ответ.
7. Как вы думаете, почему Ганувер поверил Диге, Галуэю и Томсону?
8. Зачем Гануверу было строить такой роскошный дворец, как вы считаете? Почему он решил вложить деньги подобным образом? Как поступили бы вы на его месте?
9. В чем разница характеристики Галуэя «глаз художника и сердце бульдога» и капитана Эстебана «глаз бульдога и сердце художника»? Сердце художника, какое оно по-вашему?
10. Что означают слова Дюрока о Ганувере «Его ум требовал живой сказки; душа просила покоя»? Как вы понимаете это противоречие в характере Ганувера?
11. Как вы считаете, Сэнди Пруэль действительно повзрослел за несколько суток, описанных в романе? Если да, то почему?
12. Кто-то из великих сказал: «Если человек хочет иметь в жизни только деньги, он будет иметь только деньги». Поясните это высказывание. Какие жизненные блага можно получить даром?
13. Как вы считаете, ребята, насколько сегодня актуален роман Грина «Золотая цепь»? В чем, по-вашему, он устарел? В чем его злободневность?
Ваша Мария Московская
Опубликовано в журнале «Семейное чтение». - 2010. - № 2.