Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Жизнь без линейки

Детский летний лагерь сегодня: пережиток прошлого или передовая отечественной педагогики?

Около 8,5 миллиона детей, по данным минобрнауки, отдохнут в этом году в летних детских лагерях отдыха. Многие считают, что летний детский лагерь возрождается как массовое явление.

Однако значительная часть детей - около 80 процентов - будут отдыхать в дневных лагерях при школах. В привычные летние лагеря - на морях, озерах, реках, в горах - могут поехать лишь чуть более 5 процентов детей. Когда-то бывшая привычной и широко распространенной система летних детских лагерей остается пока малодоступной. По данным Росстата, в 2005 году их оставалось около 52 тысяч, к 2015 году и того меньше - 45 тысяч. В 2018 году тенденция переломилась, было открыто 47,2 тысячи лагерей.

Причина небыстрого роста числа лагерей - для этого нужны основательные капиталовложения.

Как живет наследник пионерлагеря? От чего больше всего болит голова у современных вожатых - от глубокого погружения детей в гаджеты или от необходимости охранять их от слишком раннего секса? На эти и другие острые вопросы отвечают эксперты "РГ".

Свой среди чужих

На рубеже 90-х пионерлагерь был обсмеян как навязанная форма коллективного отдыха, предпочтение отдавалось всему индивидуальному. Сегодня эта мода устарела. О лагерях мечтают и дети, и родители (и не только потому, что хотят отдохнуть от ребенка.

Владимир Кудрявцев, доктор психологических наук: Мотив "избавиться от ребенка", сдать его в летний загородный лагерь, как в камеру хранения, потому что в городской квартире нужен ремонт и т. п., - не должен быть определяющим. Ребенка надо отправлять в лагерь не потому, что нам тесно, скучно и т.п, а потому, что ему полезно там побывать.

Главная же польза от реабилитирующихся в общественном сознании летних детских лагерей - это великолепная школа социализации ребенка.

Все-таки семья, дом - при всех преимуществах домашней жизни - это большое, расширенное "я". Школа - это тоже знакомые люди, твой ближний круг. А вот коллектив в летнем лагере - это не то чтобы "чужие" люди, но, безусловно, люди "далекие". И ты должен с этими далекими людьми войти в живое общение.

Лагерь учит детей человеческому сближению, позволяет ребенку по-другому проявить себя и неожиданно раскрыться.

В начале 90-х годов ко мне привели школьника, во всех сюжетах коллективной школьной жизни забивавшегося, как мышка, под веник, и в конце концов превратившегося в записную жертву буллинга и моббинга. Привела его мама, мы поговорили и вместе решили отправить его в пионерлагерь.

Решение оправдало себя на 100 процентов. Там он попал в новый коллектив и начал строить отношения с ребятами с чистого листа. В лагере было много интересных игр, он стал лучшим игроком, приобрел опыт, привез часть игр своим одноклассникам и вскоре из аутсайдера превратился в лидера. Это действительно реальный опыт социализации. И его не просто социализировали, но и индивидуализировали, он там нашел себя, увидел себя с необычной стороны... Именно коллектив помогает найти и развить твою индивидуальность.

Елизавета Чернова, вожатая центра "Океан" в Приморье: Эта работа - настоящее призвание. Фото: Михаил Терещенко / ТАСС

Елизавета Чернова, вожатая дружины "Океанская эскадра" Всероссийского детского центра "Океан" в Приморье: Летний лагерь не просто социализирует детей. Наш, например, занят их психологической реабилитацией. В "Океан" присылают детей после чрезвычайных ситуаций. Сейчас, например, мы ждем детей, переживших наводнение в Иркутской области.

К нам приезжали дети и после пожаров, у кого-то из них сгорел дом, у кого-то погибли родители... У такого ребенка шаткие эмоции, с ним нужно очень осторожно... Дети эти закрытые, иногда плачут, иногда молчат... Но, я думаю, им было бы гораздо труднее, не попади они в летний лагерь.

Вожатый как зов души

Летний лагерь только тогда может стать "счастливой практикой" для детей, когда он настоящий. Когда его "взрослая часть" - директор лагеря, работники, и особенно вожатые, - прекрасные педагоги и хорошие люди. По данным минобрнауки, сегодня в стране свыше 97 000 вожатых. Большая часть из них - студенты. То есть не профессионалы, а волонтеры. Так что такое вожатый - профессия или зов души?

Алексей Каспржак, экс-гендиректор "Артека": Я принципиально против противопоставления волонтерства и профессионализма. В вожатстве волонтерство - норма жизни. Мне, например, приятно быть волонтером. И зарабатывание денег тут, конечно, не главное. В лагере, хоть это и не классическая педагогическая практика, ты можешь приобрести те компетенции, которые, скорее всего, не получишь в учебной аудитории вуза. Я думаю, что всем, кто собирается стать педагогом, обязательна вожатская практика. Мы вот сейчас ностальгируем по уровню ответственности советского учителя по отношению к детям, но давайте не забывать, что все они проходили "школу вожатых", а это ответственность за ребенка до конца.

Кудрявцев: Но к волонтерской деятельности людей тоже надо готовить. Многие проходят волонтерские курсы, уже окончив университет.

Педагогическое же мастерство вожатых не исчерпывается компетентностью или знакомством с методиками. Перед ним нешуточный "вызов" - с чистого листа, за одну смену (если повезет, за две или три) заново создать детский коллектив. Молодые люди вожатского возраста сами часто не могут объединиться в коллектив. А как создать детский? Из чего? И не просто создать, а поддерживать его... Понимая, что сегодня очень важна дозировка активного участия в жизни детей и - это принципиально - "недавления" на них. Потому что давление может разрушить все лучшее из созданного. А там ведь не каждый Макаренко.

Алексей Каспржак, экс-гендиректор "Артека": Да, в модных, современных и востребованных лагерях сегодня ребенок всегда на равных со взрослым. Вообще, современная образовательная ситуация не предполагает умного и дурака.

Елизавета Чернова, вожатая: Мой вожатский стаж уже четыре года. Если выражаться высоко, я стала вожатой волею судьбы и душевного предпочтения. А если попросту, мама сказала: "Прыткая? Хваткая? Иди в вожатые!". И не ошиблась. Но сначала я пошла учиться в педагогический. Потому что без специального образования быть вожатой, может быть, и проще, но с ним, мне кажется, интереснее и практичнее: знания дают уверенность и методику. Ты знаешь, с какой стороны подойти к ребенку.

К детскому отдыху отношение должно быть, как к школе. Это полная игр и свободы школа социализации

Вы строгий вожатый?

Елизавета Чернова: Ну я точно не плюшевый мишка. В какой-то момент могу обнять. Но "кнут и пряник" - это обо мне. Не то чтобы люблю наказывать, но считаю, справедливая строгость для вожатого - черта необходимая. Чтобы дети не сели на шею. У нас здесь другая задача. Не развлекать и ублажать, а научить чему-то полезному для жизни.

Поездка в летний лагерь для детей - это новые знакомства, встречи со старыми друзьями и возможность социализироваться. Фото: Евгения Гусева / Комсомольская правда

Поэтому роль "лучшего друга", с которым ребенок может обсудить даже интимные проблемы, неправильная. Тут важно не переступить тонкую грань между позициями старшего товарища и рубахи-парня. Другое дело, что с любым ребенком, маленьким или подростком, нужно разговаривать как со взрослым.

А со столичным мажором, избалованным и хамоватым, справитесь?

Лиза Чернова: Избалованный "сынуля" с навороченным гаджетом неожиданно может оказаться хорошим спортсменом. Или актером. Или художником... Главное, вовремя с ним поговорить и занять. Не так уж и сложно создать ему среду, где он будет чувствовать себя в своей тарелке.

Несколько лет назад продвинутая московская молодежь попыталась сделать фигуру вожатого модной. В лагерь "Камчатка" приглашали в качестве воспитателей музыкантов, писателей, дизайнеров.

Алексей Каспржак, экс-гендиректор "Артека": И потихонечку она становится модной. Хватит думать, что в вожатые идут юноши и девушки, которым нечем заняться. Нет, они это делают осознанно, и им важны вожатские навыки. Кроме того, быть вожатым становится престижно с точки зрения будущей карьеры.

Мы совместно с Headhunter выяснили, что указание в своем портфолио вожатства в "Артеке" дает человеку дополнительные баллы при соискании того или иного места.

Лиза Чернова: Я тоже считаю, что это занятие абсолютно в стиле времени. Не зря же в вузах стали специально учить на вожатого. Это профессия, где человек может реализовать себя полностью, в нее можно уйти с головой, и ее стоит делать главным занятием жизни.

А какая у вас зарплата?

Лиза Чернова: Нормальная (с улыбкой). Но идут в вожатые не из-за денег, а для того, чтобы сделать дорогое для тебя увлечение профессией. Вожатым обычно важно заявить о себе, они артистичны и коммуникабельны. Вожатская работа достаточно многогранна.

Не выплывай на Сямозеро

На первом месте по-прежнему остается проблема безопасности. После трагедии на карельском Сямозере, когда по вине взрослых утонули 14 детей, лагеря стали проверять и закрывать из-за нарушений правил безопасности. Как сейчас выглядит ситуация?

Надежда Перфилова, директор московской школы N 2098, депутат Мосгордумы, автор проекта "За безопасное детство": Я очень рада возрождению интереса к вожатской работе, но наш проект справедливо рекомендует родителям настойчиво интересоваться у руководства выездных лагерей всех типов, каков статус их вожатых. У вожатого обязательно должен быть сертификат или диплом об окончании школы вожатых. Причем родители имеют полное право не доверять вожатому своего ребенка, если он учащийся колледжа и ему 15-16 лет.

Мы также напоминаем всем, что у инструкторов, которые водят детей в походы, должно быть удостоверение "инструктора детско-юношеского туризма".

По данным Росстата, на первом месте сезонных происшествий с детьми идут утопления, на втором - выпадения из окон и аварии в ДТП, на третьем - суициды подростков.

Армине Воронова, научный сотрудник Психологического института РАО: Когда я привожу эту статистику родителям, всегда говорю: "Вы должны помнить, что сдаете детей не к надсмотрщикам". К сожалению, у взрослых по отношению к детскому отдыху распространены две крайности. Первая - тяга к гиперсоциализации детей, когда их "сдают" на все три смены и часто "забывают" навестить чадо даже в "родительский день". Вторая - недоверие к педагогам. Дело дошло до того, что в Москве родители засудили и уволили педагога за то, что он... попросил ученика стереть с доски не им написанное.

К детскому отдыху у родителей должно быть отношение как к продолжению учебы. Только это учеба на социальное развитие ребенка. И обязательно через игры, так легко усваиваются и азы оказания первой медицинской помощи, и спасение на воде или в походе.

Гад же ты!

Режим отдыха во многих летних лагерях предписывает если не отбирать у детей гаджеты, то резко ограничивать время пользования ими. И не только потому, что видео любой конфликтной ситуации через несколько секунд может быть у родителей в телефоне.

Летние лагеря ставят перед собой благую цель заменить сидение в инете игрой в футбол, интересным чтением, пересказами прочитанного...

Лиза Чернова, вожатая: И это, в общем, легко. Потому что в лагере у детей телефоны действительно не постоянно на руках. "На штиле" (в переводе с лагерного сленга - во время отдыха) есть время, чтобы позвонить домой, посидеть в интернете, написать и загрузить фото в "Инстаграм". Но время это ограничено. У нас максимально загружен "график реальной жизни".

Владимир Кудрявцев, психолог: Но, к сожалению, современные дети с гаджетами почти в симбиозе. Родители подбрасывают им их буквально в коляску. А потом суют как удобную соску-пустышку, чтобы занять ребенка, а самому присесть к телевизору.

Поэтому забрать у ребенка гаджет, это как... руку оторвать, тут возможна и паническая, и псевдопаническая атака. Мне кажется, жестко, насильно и на весь день гаджеты в лагере отбирать не надо, но ограничивать пользование ими стоит.

И конечно, лучше не запрещать их, а замещать - играми, сказками, походами, самодеятельным театром. Высший пилотаж - добиться, чтобы ребенок сам, добровольно, в игре с самим собой ограничил свое гаджет-время. Пусть телефон лежит рядом и смотрит на тебя . А ты не берешь его, хотя и можешь взять в любой момент.

Владимир Емельяненко

Источник

350


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95