Затеяла я тут уборку и наткнулась на влажную освежающую салфетку с логотипом поезда «Сапсан». Были времена — я работала на этом чудо-поезде. Лет так десять с лишним назад.
Это была горячая пора ранних подъемов, бесконечного потока пассажиров, классной формы, которая была мне очень к лицу, встреч с разными талантливыми и интересными людьми, дикой усталости и жизни на два города. А, нет! Обманываю! Жили мы на три города: Санкт-Петербург, Москва и Нижний Новгород.
Фото из личного архива автора
Я жила в Питере, работала в музее Пушкина, и денег постоянно не хватало. Съемная квартира, одинокая барышня — все дела. Одна подруга рассказала мне про набор стюардов на поезд «Сапсан» осенью 2011 года. Я пошла на собеседования. Прошла их достаточно легко и с декабря устроилась на работу.
Было мне двадцать семь годиков. Я был полна сил и энергии. Форма мне была ужасно к лицу, и ко всему остальному тоже. Я писала пьесы, иногда водила экскурсии в музее, а все остальное время упахивалась на «Сапсане». Да. Это была реальная армия! Такси на загрузку состава в два ночи, рейсы с недовольными бизнесменами, строгое начальство РЖД и море впечатлений! ВСЯКИХ-РАЗНЫХ!
Это была реально тяжелая работа. Прям армия.
Но, естественно, были и плюсы. И сейчас хочется написать именно о них. Потому что вспоминается много хорошего.
Что же спасало, несмотря на армию?
Во-первых, встречи с творческими людьми! Они часто ездили в вагонах бизнес-класса, где я обычно работала. Я имела удовольствие общаться с актерами, режиссерами, продюсерами и прочими талантливыми людьми. Это меня очень заряжало! Именно общение! Я никогда не приставала к ним, чтобы взять автограф или сделать с ними фото. Я просто с ними общалась. Напитывалась ими. Ловила их энергию. И оставляла их всегда в своем сердце. Было круто. До сих пор одно из самых теплых воспоминаний, которые я ношу в своем сердце — это общение с прекраснейшим Вениамином Смеховым. Горжусь тем, что он целовал меня по-отечески в макушку, держал за руки и называл умницей и красавицей. А еще по его приглашению мы с подругой побывали в Театре на Таганке. Истинный Атос! Прекраснейший! До сих пор храню в своей душе это тепло, исходившее от него. Поэтому никакие фото и прочие доказательства общения со звездами мне были не нужны. Главная ценность — общение. И оно было.
Еще меня спасали сюжеты. На борту чудо-поезда я почерпнула множество идей, персонажей, историй для своих пьес! И это было круто! Только успевай записывать. В итоге, я конечно же, написала пьесу про сапсан. И это один из моих лучших текстов.
Спасали, конечно, и деньги. Зарплаты были хорошие. Я помню, что жила на широкую ногу, помогала родителям, друзьям. Каждый день ходила в ресторан. Ну, еще и потому, что не было сил готовить. Силы оставались на работе. Да. Жизнь была шикарная. Я ни в чем себе не отказывала. Но тут как обычно сталкиваешься с тем, что деньги есть, а тратить их времени нет. И сил нет. Потому что в свои выходные ты, как правило, отлеживаешься и набираешься энергии перед новыми рабочими сменами. Ну, это вечный жизненный парадокс.
Либо деньги, либо время.
Спасала жизнь на несколько городов. Мы много времени проводили в Москве, а у меня там было много друзей. И вообще, было классно гулять по городу. Москва меня всегда бодрила и вливала адреналин в мои вены. Вся бригада между рейсами шла спать в депо. А я уходила гулять по Москве. Измотанная, усталая, но довольная и полная авантюризма. До сих пор во мне поднимается бодрость, когда слышу песню Олега Газманова, которая тогда играла на вокзале по прибытии поезда. Это была «Москва, звонят колокола!» Эта песня вызывает у меня четкие ассоциации с адреналином, с прогулками по Москве, со свободой! Было кайф! Я даже умудрилась закончить курсы кинодраматургии, приезжая в Москву и посещая их между рейсами. Так что Москва мне многое дала. До сих пор ее нежно люблю и с удовольствием бываю.
Что еще спасало меня в моей личной армии? Начальники поездов. Да. Они были ооооооочень классными! Такими надежными, такими спокойными, такими заботливыми...и часто красивыми! Не все, конечно. Но большинство из них. И вообще, мужчины в форме — это же кайф. Мы с девочками стюардами от них просто балдели. После начальников поездов на втором месте стояли машинисты. Тоже крутые ребята. Мы их поили кофейком и кормили оставшимися булочками с бизнес-класса, а они иногда пускали нас к себе в кабину и давали погудеть! Под большим секретом, конечно же. Так что тссссссс...никому не говорите!
Ну, и спасал меня сам «Сапсан», конечно же. Я искренне любила этот поезд. И до сих пор люблю. Все по последнему слову техники. Все так красиво, так современно, так круто устроено. Это сейчас нам такое кажется привычным. А тогда это был нечто новое, крутое, статусное и суперское. И он же такой красивый! Каждый раз у меня замирало сердце, когда видела его прибытие. Про себя звала его «сапсанчик» или «сапсанушка». Хороший. Мой любимый малыш.
Однако, несмотря на все эти чудесные моменты, организм мой был измотан армейским образом жизни, и спустя два года (как и положено в армии) я дембельнулась. Дембельнулась с большой радостью — потому что дошла до ужасного истощения. После увольнения реально лежала дома месяца три. Просто не могла нигде работать. Просто лежала. Меня потом звали стюардессой в одну авиакомпанию. После «Сапсана» попасть туда было очень легко. Но я в последний момент передумала. Как представила, что будет такая же армия — только в небе — не смогла себя заставить. Поэтому отлежавшись несколько месяцев на съемной хате и накопив некоторое количество долгов, я вернулась в музей Пушкина и параллельно устроилась в аэропорт Пулково. Но не стюардессой, а девушкой, которая встречала иностранных гостей... Это была одна из самых романтичных и легких работ в моей жизни. Впрочем, это уже другая история. О ней в другой раз.
А сегодня я просто хочу послать лучи добра моему любимом Сапсанчику, и сказать ему, что я его помню и люблю. На расстоянии. Очень нежно и сильно.
Спасибо, дружок, за жизнь на колесах! Это был драйв!
Хороший этап. Хороший опыт. Но всему свое время.
Обнимаю тебя, мой сапсанистый дружок. Будь здоров и бегай бодро!
Надеюсь, увидимся!
Татьяна Голюнова