Цирк дю Солей впервые привез в Россию постановку, идеально подходящую для детей. На сцене дворца спорта в Лужниках до 20 мая будет идти шоу OVO — цирковая фантазия о жизни насекомых. Гастрольное турне началось в Петербурге и продолжится в Казани, Тольятти, Екатеринбурге и Сочи. Рассказывает Марина Шимадина.
Представьте, что вы взяли микроскоп и легли с ним в высокую траву, а там неимоверное разнообразие всякой живности: скачущей, летающей и ползающей. Построить цирковое шоу, отталкиваясь от «сверхчеловеческих» возможностей насекомых,— идея благодарная: налицо возможность повторить на арене головокружительные прыжки блох, полеты бабочек и магические фокусы светлячков. И заодно выполнить некую социальную и экологическую миссию, предлагая зрителям обратить внимание на тех, кто у них под ногами.
Впрочем, в ДС «Лужники» микроскоп вам не понадобится, в его масштабах артисты на сцене и так выглядят маленькими жучками. Иллюзию крошечного мира подчеркивает макросъемка листьев, стеблей и трав, которую проецируют на стену-задник. Может, однако, пригодиться бинокль, чтобы рассмотреть фантастические костюмы, придуманные Лиз Вандаль. Художнице удалось превратить хитиновые панцири, чешуйки, тонкие крылья, лапки и жала в наряды от-кутюр, которые хочется разглядывать отдельно во всех подробностях. Лучше всего удались кузнечики, жаль, что накладные ноги коленками назад во время номеров им приходится отстегивать: мешают прыгать.
По яркости и жизнелюбию юбилейное 25-е шоу Цирка дю Солей напоминает карнавал в Рио-де-Жанейро, и это неудивительно, учитывая, что его постановщик — режиссер и хореограф из Бразилии Дебора Колкер. Музыка Берны Сеппаса в живом исполнении группы — не удивляйтесь — тараканов комбинирует ритмы босановы, самбы, фанка и электроники, заставляя зал пританцовывать в креслах.
Шоу выстроено как классическое цирковое представление с чередованием акробатических номеров и реприз коверных. Номера с животными в Цирке дю Солей были исключены с самого начала работы канадской компании, основанной в 1984 году Ги Лалиберте и Жилем Сен-Круа. В OVO роль клоунов играют толстый жук-распорядитель, авантажная божья коровка и комар-иностранец. Чужак появляется на сцене, таща на спине большое яйцо. Собственно, OVO — это и есть яйцо, символ новой жизни, киндер-сюрприз с чем-то еще неизвестным внутри. Но его роль в действии слабо обозначена. Комар, забыв о потомстве, напропалую флиртует с пышнотелой божьей коровкой — и тут статус семейного шоу слегка пошатывается. Хотя дети, наверное, не разглядят эротического подтекста в забавах этой парочки, а только посмеются над чудаками, кайфующими от шлепков мухобойкой или опрыскивания репеллентом.
Пожалуй, главное, чего постановке не хватает,— это внутренней драматургии и режиссерского построения. Цирковые номера здесь существуют сами по себе и не обусловлены логикой развития сюжета. Хотя у Цирка дю Солей были интересные примеры именно цирковых спектаклей с собственным сюжетом, достаточно вспомнить прекрасное «Corteo» в постановке Даниэле Финци Паски — веселые похороны мудрого клоуна в духе Эмира Кустурицы. К тому же в Москве «Corteo» показывали не в бетонной коробке советских времен, а в специальном цирковом шатре, что все-таки придавало спектаклю особый шарм.
Но как собственно цирк трудно в чем-нибудь упрекнуть это представление, где с обычной для Цирка дю Солей мастеровитостью выступают артисты из Австрии, Бразилии, Швейцарии, Монголии, Китая, Франции, Великобритании, Америки, Канады, Бельгии, Украины и России. Китайская группа муравьев демонстрирует потрясающую синхронность и слаженность в икарийских играх и жонглировании ногами. Влюбленные канадские мотыльки исполняют полный нежной лирики и поэзии дуэт на ремнях. Китайский человек-паук балансирует на свободной проволоке, приводя в экстаз досужих мух. Зато наша сборная русско-украинская группа жуков-бронзовиков исполняет головокружительные партерные полеты так, что зрители хватаются за сердце. И самый эффектный финальный номер «Стена», где акробаты взлетают на батутах и бегают по вертикальной поверхности, совсем как настоящие насекомые, тоже исполняют по большей части наши. Так что российской цирковой школой можно в очередной раз погордиться, сознавая, впрочем, что отечественным циркам до представлений такого уровня пока что как блохе до луны.