Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Журналистика без посредников

Цикл «Сельская газета». Часть 4.

Часть первая. С чем «едят» сельскую прессу?
Часть вторая. Малотиражка без прикрас
Часть третья. О фотографиях в сельской прессе...


В заключительной статье сельского цикла разберёмся со спецификой работы сельского журналиста.

Мы уже знаем, что газета на селе — не просто газета. Подчас это единственное СМИ, которое освещает местные события. В нашем районе телевидение существовало только на заре 90-х, да и то качество черно-белой картинки оставляло желать лучшего. Районный информационный портал тоже был, в 2011-2015, вел его ваш покорный слуга.

Все приходит и уходит, газета — вечна, с 1935 года и по сей день.

Когда я пришёл на работу в редакцию газеты, первое, что мне дали — список номеров телефонов, от главы районной администрации до активных общественников, сельских старост.

А как же пресс-службы, о которых нам говорили на журфаке?

«Какие пресс-службы? Сам начальник и швец, и жнец», — посмеялись надо мной коллеги.

Пресс-секретарь есть только в районном суде. Забегая вперёд, скажу, что лет через семь специалист по связям со СМИ появился в администрации района.

***

Как же строится работа организаций и ведомств со СМИ? Кому, собственно, звонить? Главам сельсоветов — напрямую, можно и на сотовый. Также и руководителям отделов в администрации по культуре, спорту, сельскому хозяйству. Так я и делал на протяжении четырёх лет, которые отработал в районке. Информацию всегда давали, никаких отказов ни разу не слышал.

И все же отсутствие пресс-служб — хорошо это или плохо? Спорный вопрос. С одной стороны, руководитель не всегда на месте, не всегда у него есть время на общение с вами. С другой, нет пресс-службы — значит, нет лишнего звена, нет бюрократии, когда пресс-секретарь тебе отвечает:

 
 
 
 
 

«Информацию просто так дать не можем, мне надо согласовать с руководителем, пишите официальный запрос».

 
 
 
 
 

Отправишь запрос — и ждешь потом целый месяц, пока тебе пришлют отписку с двумя строчками, которые не несут в себе никакой смысловой нагрузки.

В сельской журналистике все быстро. Надо? Скажем!

***

Сельский журналист на короткой ноге с главами сельсоветов, председателями фермерских хозяйств. Посредники здесь ни к чему, всю информацию корреспондент районки получает из первых уст. Есть новости? Звонят сами, делятся.

А как начнётся посевная — зовут на поле. Но не все фермеры такие.

Есть те, кто живёт по принципу: «Меньше знают — крепче сплю», не хотят рассказывать и показывать.

У таких новостей не допросишься.

И дай им пресс-секретаря — мало бы что поменялось.

А вот с Иваном Алексеевичем (назовём его так) я исколесил все хозяйство, каждую кочку почувствовал на себе. Едем на его джипе — покажет каждый колосок, с каждым тружеником лично познакомит. А какие вкусные обеды на полевом стане! Кушаем посреди поля и обсуждаем проблемы, начиная от дефицита кадров до низких закупочных цен. Пресс-служба тут ни к чему, зачем нам лишние уши? Что написать в газете, я и так знаю, не маленький.

А как однажды 30 декабря отправился на отчётную практическую конференцию по животноводству! Первая часть была за круглым столом, вторая на ферме.

Как я жалел, что поехал к коровам в новой куртке!

Потом все январские праздники чувствовал себя животноводом, разило от меня сильно. И снова без пресс-службы отлично справился. Всю информацию мне и так дали, остальное увидел своими глазами.

***

Неужели пресс-службы так бесполезны на селе? В определённых структурах пресс-секретари нужны. Например, в суде, о котором я уже упоминал. Как сориентироваться в огромном количестве дел, как найти нужное в базе? Обращаться к судье? Но к какому именно? Пресс-секретарь здесь журналисту верный помощник, подскажет, найдёт, пришлет. То же самое касается и отдела полиции.

Следователь не всегда знает, что можно обнародовать, а что — нет.

Задача пресс-службы — фильтровать информацию на служебную и общедоступную. Отдельная тема — суконный язык, которым пользуются пресс-секретари таких ведомств. Переводить их пресс-релизы на газетный публицистический бывает сложно.

Кстати, о пресс-релизах. Если в сельсовете или в отделе нет пресс-службы, кто же пишет и рассылает релизы? А никто. Журналист районки привык работать с нуля, получает информацию на слух и готовит свой текст. Согласовывает интервью с руководителем тоже напрямую, собственноручно начальник вносит правки, если они есть.

Как уже я не раз писал, журналист на селе всегда на виду. Не только у народа, но и у власти. У муниципальных чиновников не возникает вопроса, кому предоставить информацию — СМИ всего одно, выбора нет. В то же время, у журналистов тоже нет выбора, в каком ключе писать о делах районных. Тональность может быть только одна — государственная. И районный газетчик понимает это без всяких пресс-служб.

***

Напоследок несколько выводов о сельской прессе, если еще не сильно вас утомил:

1. Интернет сельскому журналисту — не помощник. О том, что творится в Ивановке, где осталось 10 жителей, в Сети никто не напишет. Звонишь старосте, расспрашиваешь, пишешь сам.

2. Исходя из первого пункта, на написание каждой статьи или информации у сельского журналиста уходит больше времени, чем у городского, ведь все от и до выясняешь сам. Материалов в номер требуется меньше, но каждый из них вынянчиваешь как следует.

3. Идешь на мероприятие — общаешься с людьми, потом указываешь в своем материале их реальные фамилии, и главное без ошибок. Ошибёшься — не простят.

4. На селе проще «дойти» до любого местного начальника, и посредники в виде пресс-служб здесь ни к чему.

5. На селе более открытые, дружелюбные люди, которые проще идут на контакт. Тем более, что название единственной районной газеты знают все, да и фамилии корреспондентов у всех на слуху. Селяне не боятся подвоха, рассказывают все как на духу.

Антон Пичурин

Фото предоставлены автором

1
0
73


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95