Часть первая. С чем «едят» сельскую прессу?
Часть вторая. Малотиражка без прикрас
В предыдущих частях мы уже разобрались со спецификой сельской прессы и с тем, что так манит читателя в малотиражке. Самое время поговорить о фотоиллюстрациях.
Передо мной на столе обычная районная газета, которых по стране выходят сотни.
«Какая-то странная обложка, даже большой фотки нет, да и чёрно-белая она!» — скажете вы.
Да, районка по объёму небольшая, всего-то 8 чёрно-белых страниц, каждый квадратный сантиметр на счету. Поэтому первая страница здесь нестандартная, без огромной фотографии-постера, без заголовка кеглем «Реал»*.
Однако фотография на первой полосе всё равно обязательна. Чаще всего её растягивают на три колонки, всё остальное пространство заполняют текстом. Фотокарточка должна быть в тон новостной повестке, отражать какое-то событие, которое произошло накануне.
Помню, как мы всей редколлегией ломали голову, что же ставить на передовицу, когда лето, новостей нет, все в отпусках. Спасал нас календарь — привязаться к дате, к профессиональному празднику можно всегда. Звонили, шли и писали про продавцов, медработников, десантников с фотографией на первую полосу.
Я не работал в то время, когда районка выходила три раза в неделю, но уверен, что тогда найти инфоповод для передовицы было ещё сложней.
***
Городской журналист может посмеяться, читая эти строки: что сложного — взять любую тему из номера и вытащить большущую фотку на первополоску? Нет нужного снимка в редакционной фототеке? Обращайся к вездесущему Интернету, в его анналах уж точно карточка по теме отыщется. Помню, как на одной из планёрок мы, рассматривая крупную газету, удивлялись фотоснимку на обложке.
Там были изображены ноги мужчины, спешащего по делам, в брюках со стрелочками.
Объектив захватил также часть портфеля, который нёс мужчина. Уже и не вспомню заголовок, но что-то связанное с «портфелем бизнеса».
Если бы была тема про товары народного потребления, то непременно на первой полосе у них появилась бы бабушка с корзиной, да не с обычной, а с… потребительской.
Любят на обложках крупных газет помещать руки с золотым зерном, которое струится сквозь пальцы; трассы с автомобилями, прожигающими тьму дальним светом фар. Если конкретные люди и появляются на обложках федеральной прессы — то известные всем: министры, актёры, певцы...
***
Попасть на обложку районки куда проще — фотографируют всех, кто представляет какой-либо интерес. Главное, чтобы человек был местный, чтобы пользовался уважением у селян. Никаких портфелей, корзин и рук с зерном! Такие образные снимки читателей районки просто отпугнут.
А ещё надо обращать внимание на «свежесть» фотографии. Как-то раз сотрудники местного ГИБДД прислали нам текст про мероприятие по безопасности дорожного движения в детском саду, прикрепили снимки. Сделал я, значит, информацию в газету на основе этого релиза, сдал в печать и присланный снимок.
Хорошо, ответсек у нас внимательный и знающий оказался — разглядел знакомых детей на фотке.
«Эти дети уже в пятом классе учатся!» — сказал он как отрезал.
А теперь давайте представим, что было бы, если бы эту фотографию мы опубликовали в газете. Кто-то, может, и не заметил бы неладного, но вот родители, бабушки этих деток… И ведь ругали бы за невнимательность не сотрудников в погонах, которые прислали снимок из архива, а нас, журналистов, за то, что дали в номер старую фотографию. В газете рангом выше на такие мелочи никто бы и внимания не обратил, но в районной прессе важна каждая деталь, каждое лицо, которое смотрит на нас с газетной полосы.
Случается, что уважаемый человек, у которого берёшь интервью, наотрез отказывается фотографироваться для газеты.
На вопрос: «Почему?» отвечают самое разное: от «плохо получаюсь» — до «не хочу, чтобы газету с моей фоткой под обувь подстилали».
Если в первом случае ещё можно попросить «хорошую» фотографию с нужного ракурса, которая нравится уважаемому человеку, то во втором все аргументы бессильны. И какие есть варианты? Залезть в соцсети и взять фотку с авки твоего героя? Вряд ли в Сети он будет «светиться», раз так усердно оберегает свои изображения. Во всемирной паутине его снимок тоже вряд ли найдёшь — он же не губернатор и не министр. Значит, залезаем в фототеку, находим фотографию с какого-нибудь совещания, вырезаем нашего героя с этого общего снимка и — вуаля! Либо же не заморачиваемся поисками и просто печатаем интервью без фотографии. Чаще мы прибегали ко второму варианту, дабы потом не выслушивать в свой адрес:
«Вы где мою фотографию взяли? Там я такой страшный!».
И не скажешь, что в Интернете нашли, не поверит же!
Отдельная тема — фотоколлажи. Признаться честно, в районках такого творчества дизайнеров и фотохудожников никогда не встречал. Во-первых, на создание коллажа требуется время, а его у единственного верстальщика, работающего в режиме цейтнот, просто нет. Во-вторых, оценят ли читатели коллаж, пусть даже образный и сатирический?
У сельского жителя, которому надо и огород полить, и за скотиной убрать, нет времени на обдумывание: «А что хотел сказать автор?».
Соседка баба Люба на обложке районки куда колоритней и образней смотрится! А если фотография привлекает — то и статью хочется прочесть.
Антон Пичурин
* Кегль «Реал» - самый большой кегль, его размер составляет 120 пунктов. Этот шрифт использовался в классической типографии для печати плакатов и афиш.
Фото газеты предоставлено автором, фотография подвешенного ботинка — Unsplash/Rostyslav Savchyn, фотография открытой ладони - Unsplash/Oleksii Piekhov.