Все подростковые субкультуры, как известно, так или иначе противопоставляют себя «взрослому миру» и тому миру, который взрослые создали. Отстаивая собственную погруженность в кинематографическое или футбольное фанатство, в круг роллеров или байкеров, ребята все же исходят из того, что «взрослый мир» — это норма, а они в своей субкультуре от этой нормы отклоняются. Это неотменимый закон взросления, тот самый конфликт отцов и детей, пройти который необходимо каждому, чтобы обособиться, отделиться и определить личные границы.Тревожит другой вопрос: куда именно они уходят? К кому, какие роли берут, какие идеи воплощают? Надолго ли это увлечение,
или все всерьез? И еще: что думать, как понимать, каким образом реагировать на новую жизнь подросших детей? Мы продолжаем разговор о подростковых субкультурных мирах...
Знак «SXE» на груди у него
Вызов неправильному образу жизни сегодня бросают стрэйтэйджеры. Для России эта субкультура достаточно новая, хотя на Западе она существует уже больше четверти века. По-русски ее название не устоялось. Она обозначается и английской формулой «Straight Edge» (в дословном переводе — «четкая грань», «разграничительная линия»), и особым значком «SXE».
Происхождение этого значка показательно: буква «S» — это сокращение от «Straight», буква «Е» — сокращение от «Edge», а буква «Х» в середине — это на самом деле не буква, а косой крест. Дело в том, что в американских молодежных клубах всем несовершеннолетним, проверив документы у входа, ставили на тыльную сторону ладони косой крест особой краской. Чтобы всем «помеченным», всем с «перечеркнутой ладонью» не продавали спиртное: несовершеннолетним — нельзя! Субкультура стрэйтэйджеров на алкоголе поставила крест вообще, в принципе и навсегда, поэтому и ввела этот значок в свое сокращенное название.
Крест поставлен не только на алкоголе. Стрэйтэйджеры противопоставляют себя как выразителей истинной нормы, как энтузиастов правильной жизни всему нехорошему, грязному, порочному, что есть в мире.
Безусловно, это субкультура протестная. Но если прочие субкультуры оказываются в противостоянии обществу, то эта — не обществу, а его порокам. Так утверждают сами стрэйтэйджеры — и делают это с пафосом. На интернет-страницах можно найти декларацию «SXE», состоящую из десяти пунктов: «Времена меняются, уходят группы и музыкальные стили, но остаются люди, которым надоело жить в этой грязи, которые задыхаются в атмосфере всеобщего заражения.
Идея „Straight Edge“ универсальна, дает ответы на все вопросы и помогает в жизненном утверждении любому, кому надоело задыхаться в болоте злобы и безразличности. Эта идея должна жить, она нужна людям. „SXE“ — это позитивное отношение к жизни; это жесткое соблюдение моральных и физических норм; это здоровый образ жизни и сознательный отказ от принятия любого рода веществ, разрушающих человеческий организм (никотин, алкоголь, наркотические препараты, кофеин); это правдивость и честность по отношению к себе и к окружающим (верность в дружбе, любви, сексе и т.д.); это борьба против любых форм дискриминации, будь то расизм (дискриминация по расовому признаку), сексизм (дискриминация по половому признаку), эйджизм (дискриминация по возрастному признаку) и т.д.; это стремление расширить свое сознание; это сознательный отказ от употребления веществ, вводящих человека в состояние измененного сознания; это стремление к сознательной свободе; это духовное очищение; это верность однажды выбранному пути, это твой личный выбор, не зависящий от кого бы то ни было. Только ты сам вправе распоряжаться своей жизнью и решать, что тебе больше подходит».
Ну и хорошо, вроде бы что тут скажешь!
Новые ригористы
Самоограничения — это у них в круге первом. Стрэйтэйджеры не едят мяса как по моральным соображениям (нельзя ничего отнимать у живых существ!), так и по соображениям здорового образа жизни (отнятое у живых существ вредно для твоего организма). А те, кто придерживается более строгого вегетарианства, так называемые «веганисты», не признают вообще ничего, что так или иначе взято у «братьев наших меньших»: не только мясо, но и молоко, мед, шерсть, шелк, перо, пух, желатин, белок, желток — всего не перечислишь. Можно полагать, что стрэйтэйджеры выступают в защиту прав животных и окружающей среды, однако ни к каким движениям в этом роде они никогда не примыкают, считают вредными и лицемерными любые общественные движения.
Естественно, внутри движения «Straight Edge» возникают ответвления, кто-то более воинственно исполняет правила, а кто-то ведет себя более либерально. Воинственные стрэйтэйджеры исходят из того, что они обрели истину в последней инстанции, поэтому имеют право навязывать ее, даже и насильственным путем, всем, кто истину еще не обрел. На практике это означает, например, то, что стрэйтэйджер-боец подойдет на улице к курящему или пьющему пиво человеку (не обязательно даже к ровеснику) и затеет с ним драку. Причем гарантированно победит, поколотит: стрэйтэйджеры — ребята крепкие, потому что непременных занятий спортом требует их образ жизни.
У нас в стране пока еще, к счастью, преобладает «Soft line» стрейтэйджерства, «мягкая линия», не признающая насилия. Софтлайнеры не употребляют спиртного, не курят, ничего не «нюхают», не пьют кофе, отрицают любое использование психоактивных веществ в немедицинских целях. Твердо стоят на том, что половые связи до брака запрещены. Исходят из того, что надо учиться, что желательно даже совмещать учебу с работой.
И опять кажется: вот как хорошо! Ведь и взрослые учат тому же самому — мама с папой тоже говорят, что пить и курить — это неправильно, что наркотики — это ужасно, что добрачные половые связи — это совершенно не нужно сыну, а тем более дочке.
И все же чего-то «не делать» — это недостаточная основа для объединения.
Не такие, как вы
Для чего же собирается общество «SXE»? В действительности стрэйтэйджеров объединяет то, что почему-то не упоминается в их декларации. Объединяет музыка. Музыка, которую они сами пишут. Эта музыка подирает уши непривычному слушателю. Эта музыка принципиально не ласкает слух никому. Эта музыка не то что напоминает панк-рок, а по сути дела это и есть панк-рок. Только «панки» противопоставляли себя обществу тем, что вот какие они плохие, отпетые, а стрэйтэйджеры вывернули эту идею наизнанку: вот какие мы хорошие, образцовые. Основные темы песен стрэйтэйджеров — борьба с обществом потребления, с духом коммерции, с фашизмом. А музыка та же самая, протестная.
В жизни настоящего стрэйтэйджера важнейшее место занимает «репа». «Репа» — это репетиция. Стрэйтэйджеры иногда устраивают концерты, но это скорее исключение. Суть дела — «репа». Именно во время «репы» музыка по-настоящему рождается, именно на «репе» музыканты делятся ею с друзьями-единомышленниками. Создатели этой музыки принципиально отказываются от какого бы то ни было коммерческого ее применения. Эту музыку нередко записывают, но никогда не продают.
С одной стороны, стрэйтэйджеры настаивают на том, что любая коммерческая деятельность и все, что порождает коммерцию, — это «растление умов», точно так же как и наркотики с алкоголем, но с другой — это еще и установка не иметь внешней цели (концерт), не напрягаться над созданием готового продукта, особо ни за что не отвечать.
Стрэйтэйджеры в большинстве своем антифашисты, выступают за полное равноправие, против всякой дискриминации. В то же время они против современного либерального общества как растленного, проникнутого духом наживы, грязного, порочного, — но по тем же основаниям противопоставлял себя либеральному обществу настоящий фашизм. При этом абсолютно все стрэйтэйджеры выступают против скинхедов: «Скины — враги!»
Поди-ка разберись. Зато стрэйтэйджеров легко опознать по внешнему виду: он должен выглядеть антикоммерчески. На «репе» положено быть в широких бесформенных штанах, просторном свитере с капюшоном, тяжелых ботинках, как для сноуборда (кстати, многие стрэйтэйджеры занимаются экстремальными видами спорта и подчеркивают в одежде свою спортивную агрессивность).
На футболках они носят свои девизы: «Drug free» — свободен от наркотиков, «Poison free» — свободен от ядов. И конечно, значок «SXE». Семейное же горе начинается тогда, когда юные борцы за правильную жизнь против неправильного мира хотят и этот значок, и эти девизы, и многое чего еще поместить не только на свою футболку, но и на свою кожу. Некоторые так и делают, «украшая» себя громаднейшими — во всю спину, например, татуировками.
Еще один опознаватель стрэйтэйджера — пирсинг. Если увидите мальчишку со специфически изуродованным ухом — знайте, это он, энтузиаст «SXE». Мочка уха не просто проколота, а особым образом растянута, в ней проделан даже не прокол, а дырка, так называемый «тоннель», а серьга не свешивается, а вправлена в истонченную кожу, как стенки «тоннеля». Дырка большущая — палец можно продеть...
Но если спросить, что эта дырка обозначает, то мальчишка ответит так, что и возразить будет нечего. Это символ его принадлежности к движению, которое провозглашает для современного общества, погрязшего в коммерции и насилии, самые нужные идеи: «Человек — венец творения, прекрасное и гармоничное создание, но только тогда, когда его разум чист, а не затуманен алкоголем, наркотиками, никотином, мыслями о наживе, ленью, депрессией, лжетеориями...» — и все это с максималистским юношеским напором, высокомерно и нравоучительно.
Спорить с установкой на здоровый образ жизни невозможно, а они ведь и впрямь демонстрируют примеры одобряемого обществом поведения. Только вот отчего возникает тревога за них?
Нас неспроста пугает их замыкание в сектантскую изолированность; нам не зря кажется непродуктивной их демагогическая позиция «все не правы, все порочны, одни мы молодцы, такие, как надо»; и особенно волнует продолжение сюжета: ведь рано или поздно реальная жизнь сметет этот утопический забор, и что тогда...
Но в самом ли деле невозможно быть и чистым, и живым? В самом ли деле надо выбирать одно из двух — чтобы не размышлять и не кривить душой? Если эти вопросы волнуют значимых взрослых, если ребенок видит, как они постоянно работают над этим противоречием жизни, он будет сильнее, а значит, защищеннее, в том числе от экстремистских уклонов, пусть даже в «хорошую» сторону.
Елена Иваницкая