Зубы для гранита науки
2 декабря 2005
День начался хорошо. Получился опыт. Настроение прекрасное.
Просто прекрасно пообщался в Интернете, познакомился с новыми девушками.
Потом танцы. Танцевал тоже хорошо. Никому ног не отдавил, соблюдал ритм, что нехарактерно для меня. Пару танцев исполнил с преподавателем она похвалила.
Договорился о встрече с с В.В.Шахиджаняном. Уставший, но довольный, я был у него дома уже в двенадцатом часу ночи. Поужинали спокойно. А зачем торопиться? Владимир Владимирович разрешил у него переночевать.
Беседовали долго, до трех часов. О краткости жизни, о жизненных планах и, конечно, о науке. Иногда В. В. отлучался по делам в это время он рекомендовал мне прочесть одну газетную заметку про увлеченного мирмеколога. Ну прямо как я! Я вспомнил, как еще в детском саду гонялся за шмелями, как собирал коллекции больших и интересных насекомых. Очень нравилось охотиться за насекомыми. Может, тогда у меня и зародился интерес к биологии?
Конечно, я бы мог пойти другим путем. Ведь тогда я жил в селе и не очень-то думал, что попаду в такой большой город, как Москва, что буду разьезжать по всей европейской части России, участвовать в различных олимпиадах. Я думал: может, стану шофером, или космонавтом, или еще кем-то Но что бы на ум ни приходило все казалось каким-то скучным.
Не знаю, как бы повернулась судьба, но в школе я встретился с учителем по биологии. Тогда он был очень молод, только что закончил Санкт-Питербургский государственный университет, по специальности химик. Он энергичен, с пробивным характером, и очень целеустремлен. Учитель заметил мои способности. Хотя это случилось летом и, конечно, хотелось гулять и беситься на природе, но он смог удержать меня в нужном русле и помог подготовиться к первой в моей школьной жизни олимпиаде. После упорного труда и довольно сильного психологического давления с его стороны я одержал на той олимпиаде абсолютную победу. И дальше пошло-поехало, завертелось и закрутилось.
Мне нравилось побеждать на олимпиадах и конференциях, но очень не нравилось, какую цену имели для меня эти победы я бы их назвал пирровыми. Я признателен учителю, что он смог дать мне такой толчок, но то, как он это делал, меня просто бесило, приводило в ярость, и я часто испытывал к нему ненависть. Но все же понимал, что он делал для меня многое.
Сейчас я осознаю, из какой трясины я вышел. Не могу себе представить, что бы я делал там, в своем селе Синегорье. Наверное, поехал бы учиться и стал работать в нашем областном центре Кирове, как это сделали мои хорошие друзья. Но все сложилось иначе. Я пошел стопами одного моего предшественника поэта и переводчика Ермила Кострова. Сын простого дьячка, увлекающийся чтением книг, пошел в Москву, скрыл свое крестьянское происхождение и поступил в МГУ на второй год после начала его работы. О нем мне рассказала учительница истории после того, как встретила меня уже студентом первого курса МГУ. В школьном краеведческом музее она организовала мой уголок, где собрала все мои награды. Ужасно приятно! Жаль только, что сам я еще ни разу в нем не был
Я читал строки о мирмекологе, о том, как он смог организовать сайт, где на 700 страницах описывается все о муравьях, о том, как сложно добывать материал для сайта, как сложно дается выход в Интернет. И стал осознавать сколько у меня сейчас возможностей, сколько всего я могу добиться Нужно побороть какую-то внутреннюю слабость, обрести четкую цель одну или несколько. Не сидеть, не спать а действовать. И если наука моя судьба, значит, надо здесь найти точку приложения своей удивительной трудоспособности
Я вспомнил, как при вручении золотой медали в школе мне прочитали стихотворение:
О, сколько нам открытий чудных
Готовит Карпов Дима вдруг!
Есть опыт размышлений трудных
И зубы грызть гранит наук!
Продолжение следует