Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

1 мая 2005

1 мая 2005

«Я не Земфира. Может, это и к лучшему…»

Посмотрел «Школу злословия» с Земфирой. К сожалению, не с начала, а где-то со второй половины. По-моему, состоялась встреча трех умных, интересных и неординарных людей — Татьяны Толстой, Авдотьи Смирновой и Земфиры Рамазановой.

Всплеск интереса СМИ к персоне Земфиры начался в преддверии и сразу после выхода ее нового альбома «Вендетта» и продолжается по сию пору. И есть за что. После почти трехлетней паузы, Z выдала такой выстраданный драгоценный сплав, что многие поспешили причислить ее к лику гениев. Думаю, будет уместным привести здесь мои первые впечатления от альбома, датированные третьим марта.

Приобрел диск с новым альбомом Zемфиры. Его название — не «Нефть», как анонсировалось, а «Вендетта». Это слово до сегодняшнего дня мне было незнакомо, но Елена Ложкина просветила меня, что оно означает «кровная месть». «Нефть» — название, впрямую не связанное с содержанием, но ассоциирующееся со многим (это и намек с политическим подтекстом, и прямая отсылка к родине Земфиры Талгатовны и моей — как известно, нефтяной республике), и тем подходящее для заголовка. «Вендетта» — хм… не мне судить. Прослушал дважды. Впечатления таковы.

Альбом взрослый, грустный и гениальный.

Если первые альбомы Z можно назвать вокальными, то этот — вокально-инструментальный: велика роль достаточно протяженных инструментальных вставок.

1) Заглавная песня альбома «Небомореоблака», уже известная многим поклонникам и хулителям, освежена новым тяжелым саундом. Он ей, пожалуй, «идет». Позволю себе процитировать два фрагмента текста: «Эти серые лица не внушают доверия. Теперь я знаю, кому поет певица Валерия»; «Мои мама и папа превратились давно в телевизоры». По-моему, это — сильно. Среди прочего понравилось хрустально окрашенное мажоро-минорное мерцание в конце.

2) «Дыши» — возможно, самая светлая композиция этого альбома. Лирика, несколько напоминающая более раннюю песню Z "Ждать». Интересна еще и единственным известным мне в творчестве Земфиры случаем употребления мата. «Твой аналитик — просто б…». Всем известное русское слово. Характерно, что оно в контексте песни звучит отнюдь не как юношеский пароксизм, а как взвешенная оценка…

3) Третья песня, на мой взгляд, проходная, хотя и с громким названием — «Итоги»; «Может, кто-то захочет три тетради сомнений моим неровным почерком». Будь я Земфирой, я бы так и назвал этот альбом: «3 тетради сомнений моим неровным почерком». Немного длинно, зато искренне. Но ведь я — не Земфира. Может, это и к лучшему…

4) «Так и оставим» — отчасти напоминает по стилю песню «Земфира» из первого альбома. Фраза «боль тем и полезна, что заставляет двигаться дальше», по-видимому, выстрадана.

5) «Самолет». Очень грустная песня… Не заканчивается, а обрывается. Отметил оригинальность решения аранжировки.

6) «Дай мне руку (я пожму ее)». Земфира уже выросла из стиля, который пытается реанимировать в этой песне. Неубедительно, но понравился припев.

7—8) «Блюз». Очень искренне и без лживых претензий на «оригинальность». Амбивалентное гармоническое завершение. Кружение звуков, включающих в себя и тоническую, и субдоминантовую функции, в результате складывается в двойственный аккорд. На нем акцентируется внимание, он динамически раздувается и мгновенно переключается в следующую песню — «Прогулку». По-моему, это гениальное решение. Очевидно, что «падали звёзды… в пустые карманы» все ж таки «нарошно».

9) «Друг» — депрессивная по настроению песня, оканчивающаяся на доминанте.

10) «Жужа». Что я могу сказать… «Шапки долой, господа, перед вами гений» (Шуман о Шопене). По центру песни — «киномузыка».

11) «Повесица» — стильная, но страшная песня. «Фонарь. Веревка. Лестница» — заигрывание с классической поэзией (»Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» Александра Блока).

12) «Малыш» — двойственное впечатление: многое понравилось, но что-то раздражало.

13) Тринадцатая песня под названием «Красота» с четырехкратно повторяющимся текстом:

«Какая красота — дождь идет, я одна, на тротуарах пузыри… Я считаю их, я не знаю Вас больше». Почти концептуально. Описать адекватно практически невозможно: это надо слышать! Сильное впечатление произвела вторгающаяся модуляция в соль-минор перед вступлением голоса Земфиры.

На этом собственно альбом заканчивается, но есть еще два бонуса — песни «Разные (все такие)» и "Jim Beam": симпатичные, но не более того.

Работал над музыкой к 9-й версии «СОЛО на клавиатуре»: сочинил за фортепиано и записал ещё три пьесы.

Встретились с В. В. Шахиджаняном. Я показал четыре миниатюры для «СОЛО», а затем мы беседовали: о времени записи музыки в студии (предположительно, середина июля), о моём дневнике молодого композитора, а точнее — его отсутствии за весь последний период. Да, здесь я проявил себя не с лучшей стороны. Казалось бы, ведь не сложно каждый вечер полчаса уделять фиксации прошедшего дня! Не получилось. Есть разрозненные записи, но нет связного дневника… Жаль. Владимир Владимирович рекомендовал мне начать вести дневник с чистого листа, с сегодняшнего дня. Вести каждый день.

Что же — «начнем, пожалуй»!

Вечером набрал свою статью об отношении В. В. Маяковского к А. С. Пушкину. Написана она еще в 2000 году. Субъективно и зло (по отношению к Маяковскому). Мой друг и программист моего персонального сайта Сергей Тряпша «закинул» ее на сайт.

Выводил с набранной партитуры, редактировал и распечатывал партии моего дипломного сочинения — Концерта для виолончели с оркестром. Результат — сделал партии всех струнных инструментов, трех деревянно-духовых и одного ударного.

Сегодняшним днем я доволен.

Опубликовано
26.07.2005

Продолжение следует…

855


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95