2 мая 2005
Три месяца для «Вивальди-оркестра»
Сегодня знаменательный для меня день. Почти три месяца я неустанно трудился над снятием с дисков и аранжировкой, а также инструментовкой с клавиров советских довоенных, военных и послевоенных песен и инструментальных номеров для Светланы Безродной и «Вивальди-оркестра». Набирал все это на компьютере, распечатывал партитуры и партии, привозил в Министерство культуры и массовых коммуникаций, где расположены офис и репетиционная база оркестра; присутствовал на репетициях, участвовал в процессе записи дисков, переделывал и транспонировал чужие партитуры в другие тональности, удобные для певцов, не спал ночами. Привожу несколько своих записей за этот период
«6 февраля 2005. «Утро» для меня началось около двух часов пополудни. И все потому, что «накануне» я лег в пять утра. Определенно, по биоритмам я «сова», но сегодняшний вариант меня совсем не порадовал. И здесь мы выходим на глобальный вопрос обращения со временем как распланировать его так, чтобы успеть необходимое, не потеряв при этом интересного, но откинув ненужное? Как?!
Верное обращение со временем это тоже талант. Талант и в более древнем смысле этого слова, ведь не зря говорят: «время деньги». Возможно, все не так буквально, время нельзя накопить, оно неостановимо, но то, что время это богатство факт. И богатство сие можно растратить, оставшись ни с чем! Но не будем о грустном
Завтра мне нужно отвезти в «Вивальди-оркестр» три готовые аранжировки музыки Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк» ("Песня о Родине», «Колыбельная» и «Выходной марш») партитуры и партии. Две из них готовы в полном объеме, а вот над «Выходным маршем» еще необходимо потрудиться закончить партитуру и расписать партии. За работу!
7 февраля 2005. Вчерашний день для меня попросту не закончился, он плавно перетек в день сегодняшний. Ночью я не сомкнул глаз закончив партитуру «Выходного марша» И. Дунаевского, я был занят расписыванием ее по партиям (каждому инструменту своя). За этой рутинной, утомительной и отнимающей много времени и сил работой я и встретил рассвет. Как поется у Земфиры Рамазановой «уставшие глаза, догнавшие рассвет»
К одиннадцати «с хвостиком» прибыл в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ именно там расположена «база» «Вивальди-оркестра». Отдал готовые материалы Ростиславу Борисовичу Черному, узнал, что мне за них причитается неплохой гонорар. Пообщался со Светланой Борисовной Безродной, она передала мне партитуру Увертюры И. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». Ее необходимо разложить для уже знакомого мне состава оркестра: струнные, аккордеон, рояль и ударные. У оркестра как раз был перерыв, меня любезно и весьма кстати угостили чашкой кофе и куском торта. Настроение замечательное Сразу же просмотрел партитуру очередного задания: есть, над чем потрудиться. По прибытии домой лег спать и продремал четыре часа. Разбудил меня звонок на сотовый телефон. Звонил мой хороший знакомый, психолингвист по профессии. Встретились, попили кофе и мило пообщались. Я расслабился, в голове приятная тишина после многих дней почти непрерывного звучания хорошей музыки Дунаевского. Это ненадолго: завтра начнется напряженная работа над снятием с диска и трансформацией в партитуру для заданного состава очередного произведения этого автора.
27 февраля 2005. Сегодня я родился уже в двадцать третий раз. И это не считая тех случаев, когда, как известная птица, я стряхивал с себя пепел и шел дальше
Днем принял участие в концерте «Композиторы играют свои произведения», прошедшем в ЦДРИ. Исполнил вторую редакцию Вариаций на тему Паганини. Когда около трех лет назад Александр Владимирович Чайковский задал всем студентам своего класса в Московской консерватории (и мне в том числе) написать вариации для рояля на эту харизматическую тему, я на некоторое время впал в творческое недоумение. Естественно, ведь за два прошедших века сформировался уже целый жанр композиторского творчества: «Вариации на тему Паганини». Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Сергей Рахманинов, Витольд Лютославский И тут никому не известный доселе Тимур Исмагилов.
С какой стороны подойти к сложной, парадоксальной и безумно интересной задаче?! Но в результате я нашел свой ключ, свою «вариацию» Сегодня играл свободно и точно, что меня, конечно, порадовало. Первый подарок на день рождения я преподнес себе сам.
Праздновали в тесном, почти семейном кругу: Елена Ложкина, Александр Ивашкевич, Сергей Тряпша и я. Все друзья, случайных людей не было. Из Уфы по телефону поздравили мама, дядя и бабушка. Из подарков больше всего порадовала книга Соломона Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь». После того как гости разошлись, я до глубокой ночи с огромным интересом читал ее. Прочел около трехсот страниц. Первыми впечатлениями поделюсь завтра
28 февраля 2005. С утра съездил на Казанский вокзал встретил праздничную посылку от мамы. В основном всякие вкусности: салаты, тортик, конфеты Спасибо, мамочка!
Днем набирал в нотографическом редакторе свою аранжировку «Выходного марша» И. Дунаевского из кинофильма «Цирк» для «Вивальди-оркестра». Наше плотное сотрудничество с этим коллективом началось в конце января, когда в маминой уфимской квартире раздался звонок от зам. худ. руководителя оркестра Ростислава Борисовича Черного с предложением мне снять с диска и аранжировать для них несколько музыкальных номеров из «Цирка». До этого в декабре я оркестровал для Светланы Борисовны Безродной Strelna Terrassen-Quadrille И. Штрауса. Я согласился, и работа закипела. В начале февраля, когда вернулся в Москву с «каникул», я отдал три готовые партитуры «Песня о Родине», Колыбельная и Выходной марш. Они были выписаны от руки. Следующие же аранжировки я, поняв все преимущества этого способа, набирал на компьютере. К хорошему люди быстро привыкают. Последовала просьба набрать и две начальные партитуры. Что ж, для меня это теперь не проблема!
В перерывах продолжил чтение книги С. Волкова. Она не отпускает читателя и в этом плане написана мастерски. Но несколько раздражает, на мой взгляд, злоупотребление малопонятными иностранными словами. Вот далеко не полный перечень: сервильность, сикофантство, киноагиография, экскавация, нарратив, афронт, палинодичная, жовиальный, релевантные, реверберировать, фасцинировало, споксмен, компатриот, самодеструкция, детериорация, эскейпизм, инсайдеры, энигматическое немногословие (почему бы просто не написать «загадочное»?) В общем и целом «Ее широкие нарративные жесты многим конносерам казались одновременно наивными и скалькулированными», «ультраромантический образ космического пессимиста и диссидента» и т.д, и т.п.. Все это действительно кажется «одновременно наивным и скалькулированным», но в целом не бросает большой тени на безусловно хорошую книгу.
1 марта 2005. Сегодня набирал свою аранжировку «Колыбельной» Дунаевского из «Цирка». Практически никогда не подхожу механически к механической работе. И в этот раз кое-что поменял: когда «Вивальди-оркестр» на одной из репетиций сыграл эту вещь, мне показалось тусклым звучание альтов, ведущих мелодию во фрагменте; я решил усилить их тембром солирующей виолончели и пошел на необходимые при этом изменения.
И снова читал книгу Соломона Волкова. Удивительным образом произошла «встреча» Дунаевского и Шостаковича сегодня в моем сознании благодаря Волкову. Цитирую (речь идет о Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича, написанной «в ответ» на «редакционную» статью газеты «Правда» 1936 года «Сумбур вместо музыки», где в отвратительных выражениях разнесли его оперу «Леди Макбет Мценского уезда»): «Всегда державший нос по ветру Исаак Дунаевский, в то время председатель Ленинградского союза композиторов, срочно составил о Пятой симфонии специальный меморандум, предупреждавший, что «вокруг этого произведения происходят нездоровые явления ажиотажа, даже в известной роли психоза, который в наших условиях может сослужить плохую службу и произведению, и автору, его написавшему». В этом ощущается и зависть, и стремление себя обезопасить, заблаговременно напав. Что ж, как доказывает история культуры, «гений и злодейство две вещи» очень даже совместные
Сегодня день рождения Людмилы Ивановны Алексеевой, моей бывшей преподавательницы по фортепиано в Средней специальной музыкальной школе-лицее при Уфимском государственном институте искусств. Вечером звонил ей в Уфу поздравить но, к сожалению, не дозвонился. Попробую «опоздать» до завтра
2 марта 2005. Возрастает мое недовольство собой. Как прошел сегодняшний день? Вроде ничего особенного не сделал, а устал. Это говорит о том, что кое-что не так в Датском королевстве Но обо всем по порядку.
С утра должен был распечатать две набранные на компьютере «старые» аранжировки музыки И. Дунаевского (Колыбельная и Выходной марш) и вновь сделанную песню из репертуара Л. Утесова «Растаяла Одесса за кормой». В комнате общежития, где оказывают подобные услуги, принтер сегодня решил пачкать текст. А я уже должен был ехать в «Вивальди-оркестр». Пришлось позвонить Р. Б. Черному, объяснить ситуацию. И в результате я поехал с пустыми руками получать гонорар за семь последних аранжировок. Подписал трудовое соглашение, получил деньги.
В лифте произошла интересная встреча со знакомым парнем. Мы лет пять тому назад вместе работали помощниками администратора в «Геликон-опере». Оказывается, он сейчас секретарь министра культуры и массовых коммуникаций РФ А. Соколова. Жизнь любопытная штука
Затем мы с Еленой Ложкиной купили заправку для картриджа и распечатали необходимый объем в комнате у студентки историко-теоретического факультета консерватории Натальи Гайкович, на ее принтере. Успешно, но долго (он струйный) на это ушло полтора часа.
Хотел сегодня поздравить уже со вчерашним днем рождения свою бывшую преподавательницу по фортепиано, а вспомнил об этом тогда, когда по уфимскому времени звонить было уже неудобно. Стыдно
Расставил оттенки и штрихи в напечатанном для завтрашнего дня. Вот и прошел еще один день, прошел достаточно бесцельно и смутно. Завтра?..
А сегодня, 2 мая, в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт-спектакль «Вивальди-оркестра» «Песни непокоренной державы». Львиная доля аранжировок моя. Я был с Еленой Ложкиной и Сергеем Тряпшой. В целом, действо понравилось. Впрочем, не обошлось и без шероховатостей и накладок.
Жаль, что Светлана Борисовна поступилась своей идеей начать военную часть программы прямо встык довоенной помнится, она хотела, чтобы песня «Священная война» ворвалась в «Колыбельную» Дунаевского, так же, как напали немцы. В результате этот момент получился несколько смазанным «Колыбельную» до конца оркестр всё равно не доиграл, а затем прозвучало стихотворение
Очень понравились выступления В. М. Зельдина, В. К. Трошина (особенно «Москвичи» и «Песенка фронтового шофера»), А. Скляра, Е. Камбуровой, Р. Бабаян, дуэт А. Скляра и М.М.Державина.
Неприятное впечатление произвело явление А. Журбина во время исполнения Еленой Камбуровой песни «Нам нужна одна победа»: он сел за второй рояль и стал изображать «первый концерт Чайковского» в рамках этой песни. Отчасти согласен, добавить звучание было нужно, учитывая, что штатная пианистка «Вивальди-оркестра» инструмент не прозвучивала, даже несмотря на то, что была усилена микрофоном. Но Александр Борисович брал не те гармонии, в результате чего образовалась минутная какофония
Еще более неприятным было неожиданное (?) появление Левона Оганезова. Он проаккомпанировал Иосифу Кобзону три песни, две из которых явно не вписывались в тематику концерта. Во-первых, это неуважение к зрителям и логике программы. Во-вторых, это неуважение к роялю. Так варварски к инструменту относиться НЕЛЬЗЯ!
После концерта мы с Леной и Сергеем остались на фуршет. Сергей фотографировал.
Дома я продолжил работу над партиями своего диплома
P.S. Пойду приму теплую ванну может, полегчает »
Цитировать можно долго. Это моя жизнь. Моя работа.
Мне интересно жить. Чего и всем желаю.
Опубликовано
29.07.2005
Продолжение следует