Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

2 мая 2005

2 мая 2005

Три месяца для «Вивальди-оркестра»

Сегодня — знаменательный для меня день. Почти три месяца я неустанно трудился над снятием с дисков и аранжировкой, а также инструментовкой с клавиров советских довоенных, военных и послевоенных песен и инструментальных номеров для Светланы Безродной и «Вивальди-оркестра». Набирал все это на компьютере, распечатывал партитуры и партии, привозил в Министерство культуры и массовых коммуникаций, где расположены офис и репетиционная база оркестра; присутствовал на репетициях, участвовал в процессе записи дисков, переделывал и транспонировал чужие партитуры в другие тональности, удобные для певцов, не спал ночами. Привожу несколько своих записей за этот период…

«6 февраля 2005. «Утро» для меня началось около двух часов пополудни. И все потому, что «накануне» я лег в пять утра. Определенно, по биоритмам я — «сова», но сегодняшний вариант меня совсем не порадовал. И здесь мы выходим на глобальный вопрос обращения со временем — как распланировать его так, чтобы успеть необходимое, не потеряв при этом интересного, но откинув ненужное? Как?!

Верное обращение со временем — это тоже талант. Талант и в более древнем смысле этого слова, ведь не зря говорят: «время — деньги». Возможно, все не так буквально, — время нельзя накопить, оно неостановимо, — но то, что время это богатство — факт. И богатство сие можно растратить, оставшись ни с чем! Но не будем о грустном…

Завтра мне нужно отвезти в «Вивальди-оркестр» три готовые аранжировки музыки Исаака Дунаевского из кинофильма «Цирк» ("Песня о Родине», «Колыбельная» и «Выходной марш») — партитуры и партии. Две из них готовы в полном объеме, а вот над «Выходным маршем» еще необходимо потрудиться — закончить партитуру и расписать партии. За работу!

7 февраля 2005. Вчерашний день для меня попросту не закончился, он плавно перетек в день сегодняшний. Ночью я не сомкнул глаз — закончив партитуру «Выходного марша» И. Дунаевского, я был занят расписыванием ее по партиям (каждому инструменту — своя). За этой рутинной, утомительной и отнимающей много времени и сил работой я и встретил рассвет. Как поется у Земфиры Рамазановой — «уставшие глаза, догнавшие рассвет»…

К одиннадцати «с хвостиком» прибыл в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ — именно там расположена «база» «Вивальди-оркестра». Отдал готовые материалы Ростиславу Борисовичу Черному, узнал, что мне за них причитается неплохой гонорар. Пообщался со Светланой Борисовной Безродной, она передала мне партитуру Увертюры И. Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». Ее необходимо разложить для уже знакомого мне состава оркестра: струнные, аккордеон, рояль и ударные. У оркестра как раз был перерыв, меня любезно и весьма кстати угостили чашкой кофе и куском торта. Настроение — замечательное… Сразу же просмотрел партитуру очередного задания: есть, над чем потрудиться. По прибытии домой лег спать и продремал четыре часа. Разбудил меня звонок на сотовый телефон. Звонил мой хороший знакомый, психолингвист по профессии. Встретились, попили кофе и мило пообщались. Я расслабился, в голове — приятная тишина после многих дней почти непрерывного звучания хорошей музыки Дунаевского. Это ненадолго: завтра начнется напряженная работа над снятием с диска и трансформацией в партитуру для заданного состава очередного произведения этого автора.

27 февраля 2005. Сегодня я родился уже в двадцать третий раз. И это не считая тех случаев, когда, как известная птица, я стряхивал с себя пепел и шел дальше…

Днем принял участие в концерте «Композиторы играют свои произведения», прошедшем в ЦДРИ. Исполнил вторую редакцию Вариаций на тему Паганини. Когда около трех лет назад Александр Владимирович Чайковский задал всем студентам своего класса в Московской консерватории (и мне в том числе) написать вариации для рояля на эту харизматическую тему, я на некоторое время впал в творческое недоумение. Естественно, ведь за два прошедших века сформировался уже целый жанр композиторского творчества: «Вариации на тему Паганини». Ференц Лист, Иоганнес Брамс, Сергей Рахманинов, Витольд Лютославский… И тут — никому не известный доселе Тимур Исмагилов.

С какой стороны подойти к сложной, парадоксальной и безумно интересной задаче?! Но в результате я нашел свой ключ, свою «вариацию»… Сегодня играл свободно и точно, что меня, конечно, порадовало. Первый подарок на день рождения я преподнес себе сам.

Праздновали в тесном, почти семейном кругу: Елена Ложкина, Александр Ивашкевич, Сергей Тряпша и я. Все — друзья, случайных людей не было. Из Уфы по телефону поздравили мама, дядя и бабушка. Из подарков больше всего порадовала книга Соломона Волкова «Шостакович и Сталин: художник и царь». После того как гости разошлись, я до глубокой ночи с огромным интересом читал ее. Прочел около трехсот страниц. Первыми впечатлениями поделюсь завтра…

28 февраля 2005. С утра съездил на Казанский вокзал — встретил праздничную посылку от мамы. В основном — всякие вкусности: салаты, тортик, конфеты… Спасибо, мамочка!

Днем набирал в нотографическом редакторе свою аранжировку «Выходного марша» И. Дунаевского из кинофильма «Цирк» для «Вивальди-оркестра». Наше плотное сотрудничество с этим коллективом началось в конце января, когда в маминой уфимской квартире раздался звонок от зам. худ. руководителя оркестра Ростислава Борисовича Черного с предложением мне снять с диска и аранжировать для них несколько музыкальных номеров из «Цирка». До этого в декабре я оркестровал для Светланы Борисовны Безродной Strelna Terrassen-Quadrille И. Штрауса. Я согласился, и работа закипела. В начале февраля, когда вернулся в Москву с «каникул», я отдал три готовые партитуры — «Песня о Родине», Колыбельная и Выходной марш. Они были выписаны от руки. Следующие же аранжировки я, поняв все преимущества этого способа, набирал на компьютере. К хорошему люди быстро привыкают. Последовала просьба набрать и две начальные партитуры. Что ж, для меня это теперь не проблема!

В перерывах продолжил чтение книги С. Волкова. Она не отпускает читателя и в этом плане написана мастерски. Но несколько раздражает, на мой взгляд, злоупотребление малопонятными иностранными словами. Вот далеко не полный перечень: сервильность, сикофантство, киноагиография, экскавация, нарратив, афронт, палинодичная, жовиальный, релевантные, реверберировать, фасцинировало, споксмен, компатриот, самодеструкция, детериорация, эскейпизм, инсайдеры, энигматическое немногословие (почему бы просто не написать «загадочное»?)… В общем и целом — «Ее широкие нарративные жесты многим конносерам казались одновременно наивными и скалькулированными», «ультраромантический образ космического пессимиста и диссидента» и т.д, и т.п.. Все это действительно кажется «одновременно наивным и скалькулированным», но в целом не бросает большой тени на безусловно хорошую книгу.

1 марта 2005. Сегодня набирал свою аранжировку «Колыбельной» Дунаевского из «Цирка». Практически никогда не подхожу механически к механической работе. И в этот раз кое-что поменял: когда «Вивальди-оркестр» на одной из репетиций сыграл эту вещь, мне показалось тусклым звучание альтов, ведущих мелодию во фрагменте; я решил усилить их тембром солирующей виолончели и пошел на необходимые при этом изменения.

И снова читал книгу Соломона Волкова. Удивительным образом произошла «встреча» Дунаевского и Шостаковича сегодня в моем сознании — благодаря Волкову. Цитирую (речь идет о Пятой симфонии Д. Д. Шостаковича, написанной «в ответ» на «редакционную» статью газеты «Правда» 1936 года «Сумбур вместо музыки», где в отвратительных выражениях разнесли его оперу «Леди Макбет Мценского уезда»): «Всегда державший нос по ветру Исаак Дунаевский, в то время председатель Ленинградского союза композиторов, срочно составил о Пятой симфонии специальный меморандум, предупреждавший, что «вокруг этого произведения происходят нездоровые явления ажиотажа, даже в известной роли психоза, который в наших условиях может сослужить плохую службу и произведению, и автору, его написавшему». В этом ощущается и зависть, и стремление себя обезопасить, заблаговременно напав. Что ж, как доказывает история культуры, «гений и злодейство — две вещи» очень даже совместные…

Сегодня — день рождения Людмилы Ивановны Алексеевой, моей бывшей преподавательницы по фортепиано в Средней специальной музыкальной школе-лицее при Уфимском государственном институте искусств. Вечером звонил ей в Уфу — поздравить — но, к сожалению, не дозвонился. Попробую «опоздать» до завтра…

2 марта 2005. Возрастает мое недовольство собой. Как прошел сегодняшний день? Вроде ничего особенного не сделал, а устал. Это говорит о том, что кое-что не так в Датском королевстве… Но обо всем по порядку.

С утра должен был распечатать две набранные на компьютере «старые» аранжировки музыки И. Дунаевского (Колыбельная и Выходной марш) и вновь сделанную песню из репертуара Л. Утесова «Растаяла Одесса за кормой». В комнате общежития, где оказывают подобные услуги, принтер сегодня решил пачкать текст. А я уже должен был ехать в «Вивальди-оркестр». Пришлось позвонить Р. Б. Черному, объяснить ситуацию. И в результате я поехал с пустыми руками получать гонорар за семь последних аранжировок. Подписал трудовое соглашение, получил деньги.

В лифте произошла интересная встреча со знакомым парнем. Мы лет пять тому назад вместе работали помощниками администратора в «Геликон-опере». Оказывается, он сейчас — секретарь министра культуры и массовых коммуникаций РФ А. Соколова. Жизнь — любопытная штука…

Затем мы с Еленой Ложкиной купили заправку для картриджа и распечатали необходимый объем в комнате у студентки историко-теоретического факультета консерватории Натальи Гайкович, на ее принтере. Успешно, но долго (он струйный) — на это ушло полтора часа.

Хотел сегодня поздравить уже со вчерашним днем рождения свою бывшую преподавательницу по фортепиано, а вспомнил об этом тогда, когда по уфимскому времени звонить было уже неудобно. Стыдно…

Расставил оттенки и штрихи в напечатанном для завтрашнего дня. Вот и прошел еще один день, прошел достаточно бесцельно и смутно. Завтра?..

А сегодня, 2 мая, в Концертном зале им. Чайковского прошел концерт-спектакль «Вивальди-оркестра» «Песни непокоренной державы». Львиная доля аранжировок — моя. Я был с Еленой Ложкиной и Сергеем Тряпшой. В целом, действо понравилось. Впрочем, не обошлось и без шероховатостей и накладок.

Жаль, что Светлана Борисовна поступилась своей идеей начать военную часть программы прямо встык довоенной — помнится, она хотела, чтобы песня «Священная война» ворвалась в «Колыбельную» Дунаевского, так же, как напали немцы. В результате этот момент получился несколько смазанным — «Колыбельную» до конца оркестр всё равно не доиграл, а затем прозвучало стихотворение…

Очень понравились выступления В. М. Зельдина, В. К. Трошина (особенно «Москвичи» и «Песенка фронтового шофера»), А. Скляра, Е. Камбуровой, Р. Бабаян, дуэт А. Скляра и М.М.Державина.

Неприятное впечатление произвело явление А. Журбина во время исполнения Еленой Камбуровой песни «Нам нужна одна победа»: он сел за второй рояль и стал изображать «первый концерт Чайковского» в рамках этой песни. Отчасти согласен, добавить звучание было нужно, учитывая, что штатная пианистка «Вивальди-оркестра» инструмент не прозвучивала, даже несмотря на то, что была усилена микрофоном. Но Александр Борисович брал не те гармонии, в результате чего образовалась минутная какофония…

Еще более неприятным было неожиданное (?) появление Левона Оганезова. Он проаккомпанировал Иосифу Кобзону три песни, две из которых явно не вписывались в тематику концерта. Во-первых, это неуважение к зрителям и логике программы. Во-вторых, это неуважение к роялю. Так варварски к инструменту относиться НЕЛЬЗЯ!

После концерта мы с Леной и Сергеем остались на фуршет. Сергей фотографировал.

Дома я продолжил работу над партиями своего диплома…

P.S. Пойду приму теплую ванну — может, полегчает…»

Цитировать можно долго. Это моя жизнь. Моя работа.

Мне интересно жить. Чего и всем желаю.

Опубликовано
29.07.2005

Продолжение следует…

929


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95