Не хотелось бы повторяться. Об этом мультфильме сейчас все говорят, пишут. Рекомендуют друг другу. Конечно, это из разряда – «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Хотя после первого просмотра вполне можно посмотреть ещё девяносто девять раз. Именно так! Мультфильм того стоит.
Но что я могу сказать нового? С какой стороны призвать Вас к обязательному просмотру, либо же напротив – попытаться найти всё-таки недочёты (а их всегда и везде можно найти).
Ну, давайте по порядку, начну с тех пунктов, что обязательно упомянет каждый уважающий себя рецензент…
1. «Звериная мифология»
Мои опасения, что тут должно быть много заимствований от талантливого, но относительно безызвестного мультсериала «Конь Боджек». Думаю, я ошибся. Всё-таки мир здесь свой, особенный, и вправду хорошо проработанный. Да-да-да, об этому уже тысячу раз сказано! – но давайте задумаемся: ведь проработанная, правдивая, вызывающая желание окунуться в неё с головой, мифология – это 50% успеха любой истории.
Здесь это есть!
Мы даже нашли вопрос на естественно возникший вопросы: куда же делись обычные собаки, кошки? Почему нет антропоморфных рыб, птиц? Почему нет людей? Согласно концепции мультфильма, человек как сущность в этой реальности и вовсе был вынут из уравнения. Его просто нет. И не было никогда. Как, выходит, никогда и не было никакого искусственного приручения животных. Насчет рыб, птиц и насекомых: насекомые, как оказалось путь эволюции все-таки не прошли и играют в этом мире ту же роль, что играют они в и нашем. Рыб, птиц действительно не усмотрел, но вспоминая экстравагантного кита-ведущего новостей из «Боджека», что, добавь их в историю, диснеевцы-пиксаровцы слишком резко завысили бы градус абсурда. Но всё-таки есть чувство меры. В этом смысле понравилось, что все звери примерно тех размеров и пропорций, что мы от них и ждём. Носороги гигантские, землеройки мелкие. Что не отнимает ни у тех, ни у других равных социальных возможностей (та-да-дам, переходим к следующему пункту!)
2. «Торжество толерантности»
…на что, конечно, все тоже сразу обращают внимание. И трудно не заметить, когда это просто-таки лобовая атака от авторов мультфильма. Никаких нюансов. Американская мечта, каждый может добиться всего, неважно хищник ли ты, или травоядный, слон, баран, крот, медведь, заяц… каждый может стать, кем угодном. Об этом не просто сказали один раз, всё это повторяют как мантру чуть ли не каждую минуту. «Зверополис» - просто-таки агит-шедевр. Шедевр и потому что в таких объёмах и в таких масштабах нам нечто пропагандируют, но и потому что нам это нравится. Мы это видим, мы это понимаем и вне зависимости от того, в какой степени мы принимаем или не принимаем «западные ценности» - нам это нравится!
3. Детский/не детский фильм
Конечно, всё это малопонятно детям. Я читал возмущённую рецензию одной посмотревшей дамы. В кинозал она привела своего семилетнего сына, который слишком уж быстро начал отвлекаться, зевать и не понимать, что с ним происходит. Дама возмущалась, что Дисней теряет целевую аудиторию. Что – о, надо же! – детям смотреть всё это скучно! Полагаю, что да. Что очевидно. В наш инфантильный век мультфильмы стали взрослее и перестали быть привилегией ребёнка. И хоть сам по себе месседж действительно простой, наивный, не совсем убедительный (насчет равенств возможностей) и будет впору, скажем так, учащимся 6-8 классов, то всё, что этот месседж окружает и объемлет, порой бывает не в меру серьёзным (хотя, конечно, не сравнится с метафизической трагедией Боджека, но, так уж и быть, больше не буду о нём).
4. Частности из разряда: простоватый сюжет, интереснейшие персонажи и культурные аллюзии
Сюжет прост. Меня с самого начала смутила аннотация. С самого начала было понятного, что в этом плане ничего хитроумного ждать не придётся. Что изобретательность авторы проявят в другом. Тем не менее, он складно выстроен, все сюжетные повороты работают как хорошо промасленный механизм и нет ни одной шероховатости. Это огромный плюс, но это и недостаток. Хотелось бы лёгкой деструкции, однако… когда же на неё решится Дисней? Можете привести пример?
Так, но про отсылки ко всевозможнейшей классике кино Вы уже наверняка слышали. Сюда же и персонажей. Объединим эти единицы текста в одну – мафиозная землеройка, желающая утопить в ледяной воде лиса, продавшего ей коврик из скунсовой шерсти, той, что пониже хвоста. Мда. Однако! Здесь босс мафии, окруженный гигантскими белыми медведями карикатурно маленького роста. А ведь это так распространенный, такой банальный, смешочков ради, ход! Но ведь работает же! Нравится! Смеемся и над этим!
5. Графика, картинка, музыка, стиль
Здесь тоже, в общем-то, и нечего мне сказать. Вы не оставили мне шансов. Я, кстати, не люблю 3D стиль, на который в последнее время перешли практически везде и повсюду. Но здесь 3D смотрится. Здесь он нужен. Здесь с самого начала попадаешь в самое сердце гигантского мегаполиса, частью которого хочешь стать. Воздухом которого хочется дышать. И здесь это заслуга именно атмосферы, картинки, оформления, всего того, что трудно на самом-то деле измерить.
Не только 3D смотрится как нечто привычное, нужное и важное, но и другие приметы времени. Всяческие айфоны, плееры, ноуты и проч. и проч. Зверополис по времени нога в ногу с нами, но это не раздражает. Всё это органически вписывается и не нарушает сказочной атмосферы. А сделать айфон частью хоть какого-нибудь серьёзно проработанного мифа – разве это можно было вообразить раньше?