19 ноября 2004
Первая половина дня получилась сонная. Но иногда это можно себе позволить
Днем и ближе к вечеру вошел в более-менее рабочее состояние. Прочитал и законспектировал статью Эдисона Денисова о Вариациях для фортепиано op.27 Веберна.
Два часа занимался «СОЛО на клавиатуре».
Статья Денисова и Вариации Веберна вызвали к жизни мысль о двух типах композиторов. Попробую продемонстрировать это наглядно двумя рядами:
1. Моцарт, Шопен, Лист, ранний Скрябин, Шуман, Шуберт, Рахманинов, Григ, Дебюсси, Мусоргский, Малер, Шостакович, Прокофьев
2. Бетховен, Стравинский, Веберн, поздний Скрябин, зрелый Шенберг
Первые творили по наитию, скорее интуитивно.
Вторые
Написал и не могу четко определить, в чем же отличие вторых. Известно, что Бетховен упорно шлифовал «найденную» тему, до придания ей универсального, общечеловеческого звучания; изданы его нотные записные книжки, и можно легко убедиться в этом. Шенберг ввел собственную систему написания музыки, связанную с математикой, двенадцатитоновую, или додекафонию. Поздний Скрябин выводил всю звуковысотную ткань своей музыки из модификаций одного аккорда так называемого прометеева шестизвучия.
Здесь надо еще додумать мне самому
Опубликовано
3.06.2005
Продолжение следует