Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

1982

Этот год оказался началом конца империи

Мир, создаваемый фотографом, может быть напрочь отличен от мира за окном, он может совсем не совпадать с формальной внешней жизнью планеты, но он всегда правдив, потому что все, что снято, когда-то существовало на самом деле. Хоть на мгновение. Хоть на ту долю секунды, когда свет попадал на пленку и начинался распад ионов серебра. Из этих сотых долей секунды и составились «Истории с фотографией».

Мой мир существовал параллельно большому миру Земли, лишь иногда пересекаясь с ним в пространстве.

Моя первая удачная фотография была сделана на другом конце страны в 1982 году. С нее и начинается история с фотографией.

...От нашей встречи осталось восемь кадров, остальную пленку я по дурости и молодости выбросила, так что теперь и сказать невозможно, снимала ли я их еще. Одну из девочек звали ужасно старомодно — Тамара, у нее были волосы цвета снега и болячка на губе, которую Тамара все время слизывала; имена еще двоих потерялись, а самая смешная, с мелкими остренькими зубками, в блестящих туфельках на пуговичках и ярко-красном, до ломоты в глазах, пальто звалась Мурой — как у Корнея Чуковского.

Вся уличная жизнь в этом маленьком поселке на Сахалине проходила или во дворах с подвешенными на веревках березовыми вениками и резиновыми сапогами, насаженными на штакетник, или на деревянных, плохо обструганных мостках, заменявших тротуары.

Это было летом, я училась на факультете журналистики и проходила практику в сахалинской молодежной газете. Была тогда такая возможность — поехать на практику в любую точку страны бесплатно, вернее, не бесплатно, а за счет университета. И весь наш курс расползся по бесконечной родине, кто куда мог.

На Сахалин я добиралась долго, дней десять, — сначала на поезде до Владивостока, а потом на пароходе через Японское море и покрытый мерзкой рябью пролив Лаперуза с его отвратной мелкой вредной качкой, выворачивающей всего тебя наизнанку...

Сразу за Сахалином начиналось Охотское море, а потом — Тихий океан. На другой стороне океана, у берегов Южной Америки в это же самое время находился мой дядя, он был капитаном дальнего плавания и, по моим подсчетам, вполне мог угодить в Фолклендскую войну, которая как раз там разыгралась.

Великий писатель Борхес назвал эту войну «спором двух лысых из-за расчески». Она началась так: на остров Южная Георгия, что вообще-то в 1300 километрах от Фолклендов, высадились аргентинские сборщики металлолома. Англичане велели им убираться подобру-поздорову. Но сборщики металлолома не убрались, а, наоборот, водрузили аргентинский флаг, предусмотрительно припасенный у одного из них за пазухой. Результат — 907 погибших, 1843 раненых, смена правительства в Аргентине и радостная миссис Тэтчер.

Площадь Фолклендов равна четверти Эстонии.

Я тайно мечтала, чтобы дядя оказался у Фолклендских островов и кому-нибудь бы там накостылял. Вопрос состоял в том, кому именно костылять. Государственная линия была вроде в сторону Аргентины, что автоматически ставило под сомнение ее правоту, но и Альбион как-то разошелся не на шутку... Потом выяснилось, что дядя был в это время на Кубе, ловил морских ежей. Я даже фотографию у него видела: стоит мой дядя на берегу моря в закатанных выше колен штанах, а на ногах у него — ботинки с толстыми подошвами, чтобы на ежа не наколоться.

На Сахалине ежи тоже были, только не на берегу, поэтому местные жители ездили на ежиную охоту в какие-то дальние бухты. А еще на Сахалине были котики и кольчатые нерпы. Они выбирались греться на дебаркадер и позволяли людям подойти совсем близко, так что все, кому не лень, фотографировали их. Я тоже снимала ленивых котиков, но неудачно, даже негативов не осталось. А четыре сидящие на поленнице девчонки из островной деревеньки прожили со мной уже четверть века.

Одна из них — с волосами цвета снега — все время рассказывала завиральные истории, помогая себе лицом: то сводила бровки домиком, то делала жалостливую рожицу, то задумчиво, как на моем снимке, смотрела вдаль.

— Тамарка, — сказала я ей. — Ты такая артистка! Вот я уеду в Москву, покажу там твою фотку, и тебя позовут в кино сниматься.

— Не-а, — ответила она, слизывая кровь с простудной болячки на нижней губе. — Артисткой я быть не хочу. Волосы у меня больно белые. И потом, все приставать будут. Я лучше у мамки на ферме схоронюсь.

Я это ее «схоронюсь» на всю жизнь запомнила.

Восемьдесят второй год оказался тайным годом начала конца империи — умерли никогда не умиравший Брежнев и серый кардинал Суслов. В день смерти Брежнева я была в Воркуте — помогала приятелю, который поехал туда поснимать, считая, что фотографии Воркуты всегда можно будет тиснуть каким-нибудь иностранным корреспондентам. Иностранцам же в Воркуту въезд был заказан, она называлась закрытым городом, и даже простое слово, написанное не по-русски, могло вызвать там косые взгляды. 11 ноября 1982 года рано утром мы, стараясь особо не светиться, снимали длиннющую очередь у мясного магазина, даже не очередь, а неорганизованную толпу, притиснувшуюся к дверям с надписью: «Мясо», и я помню, как тетки в толпе рыдали навзрыд и приговаривали: «Что же теперь будет-то? Как же мы теперь будем-то?» А потом деловито обсуждали, выкинут ли в связи со смертью мясо, и если на счастье выкинут, то какое...

В последних числах декабря вышел английский фильм о человеке, которого Черчилль когда-то назвал «полуголый факир». Фильм получил восемь «Оскаров». В СССР этот фильм — он назывался по имени факира, «Ганди», — появится через пять лет.

Изречением полуголого факира Махатмы Ганди мы и закончим тот год: «В жизни есть дела поважнее, чем только наращивать ее темп».

Добавлю лишь, что восемьдесят второй, начавшийся смертью великого русского страдальца Варлама Шаламова, завершился победой достойнейшего из достойных — Маркес получил Нобелевскую премию по литературе. Шаламову же поставили надгробный памятник, который через двадцать лет разрушат неизвестные — потом он будет восстановлен на средства земляков. У меня в архиве сохранился снимок восьмидесятых годов — одинокая каменная голова на заснеженном кладбищенском поле с черными квадратами металлических оград.

На Сахалине я была с тех пор еще несколько раз, но Тамарку больше не видела, так и не знаю, удалось ли ей схорониться у мамки на ферме, или жизнь по-другому повернулась.

Виктория Ивлева

841


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95